logo
Актуальные проблемы детей раннего возраста

Идея раннего развития (диспут)

По материалам журнала «Современное дошкольное образование» (№ 2/2008).

Развитие игры в раннем детстве

Предметно-игровая деятельность детей

Практическое занятие

Обсуждение доклада. Самостоятельная работа

Подготовка доклада: «Кризис трех лет».

Литература

Авдеева Н.Н., Мещерякова СЮ. Вы и ваш младенец. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988.

Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С.Н. Теплюк. —М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.

Лехтман-Абрамович Г.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры с предметами в раннем возрасте. — М.: Медгиз, 1959.

Новоселова СЛ. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Просвещение, 1978.

Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. —М.: Просвещение, 1966.

Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. — М.: Школьная Пресса, 2001.

Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., ГалигузоваЛ. Н.,Дробинская А.О., Ермолова ТВ., Мещерякова СЮ. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет. — М.: АРКТИ, 2004.

Становление сюжетной игры

Практическое занятие

Обсуждение рефератов.

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов: «Характеристика предметной и сюжетной игры детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев», «Характеристика предметной и сюжетной игры детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет», «Характеристика предметной и сюжетной игры детей в возрасте от 2 до 3 лет».

Литература

Воспитание детей в игре / Под ред. Д. Б. Менджерицкой, O.K. Зинченко и др. — М.: Просвещение, 1983.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Дайлидене И. П. Поиграем, малыш! — М.: Просвещение, 1988.

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. — М.: Педагогика, 1961.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.— 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 2000.

Роль игры в детском саду / Под ред. А. П Усовой. — АПН СССР, 1961.

Теплюк С. Н. Будем играть! — Дошкольное воспитание. — 2006. — №5.

Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. — Автореф. дис. ...канд. психол. наук. — М., 1948.

Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

Самостоятельная деятельность детей Практическое занятие

Просмотр видеозаписи самостоятельной деятельности детей второго или третьего года жизни с последующим анализом. Или: просмотр самостоятельной деятельности детей (не более 20 минут) в группе одного из слушателей курса (по желанию слушателей).

Схема анализа самостоятельной деятельности детей

  1. Характеристика развивающей среды.

  2. Поведение детей в процессе самостоятельной деятельности:

3. Взаимоотношения детей:

4. Поведение взрослого (методы и приемы руководства, характер обращений, место в игре, индивидуальная работа, как разрешает конфликтные ситуации).

Слушатели курса делятся на 4 подгруппы (по количеству пунктов в схеме анализа). Получив задание, они входят в группу, где играют дети, следят за их деятельностью.

Через 20 минут слушатели покидают групповое помещение и самостоятельно анализируют увиденное, сопоставляя его с материалами лекций (каждая подгруппа работает отдельно). Через 1 — 1,5 часа слушатели объединяются и заслушивают результаты анализа по каждому пункту. В конце выносится общее заключение, даются рекомендации по дальнейшей работе в группе.