23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
Семинарские занятия в школе – это организационная форма обучения, в процессе которой школьники самостоятельно изучают новый материал по различным источникам знаний, а затем коллективно обсуждают результаты своей деятельности. Семинар обладает большими возможностями в плане активизации познавательной деятельности, творческого мышления школьников, их самообразования. Семинар помогает осуществить прикладную направленность обучения. На семинарских занятиях учащиеся учатся логично излагать свои мысли, находить убедительные примеры, участвовать в дискуссиях; у школьников развивается критичность мышления, доказательность.
Один из подходов заимствован из лекционно-семинарской системы обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, а затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинаре. Такой вариант оптимален в случае, когда изучается сложный, насыщенный новыми методами изучения материал. Семинарские занятия в этом случае проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний учащихся по конкретному вопросу или целой теме.
Другой подход предполагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, т. е. в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым раньше не были знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Опыт работы показывает, что наиболее легко усваиваются учащимися через семинарские занятия такие темы, как «Опорно-двигательная система», «Кожа» (курс биологии 9 класса). Семинарские занятия целесообразно проводить в старших классах.
Подготовка к семинару начинается за 2–3 недели до его проведения. В кабинете биологии может быть организован уголок самоподготовки к семинару. В нем помещается выставка рекомендуемой к семинару литературы. В остальной части уголка могут разместиться 3 отдела:
– инструктивный,
– информационный,
– иллюстративный.
Инструктивный отдел
1. Название темы.
2. Задачи предстоящего семинара.
3. Дифференцированные вопросы и задания, которые делятся на обязательные – для всех и дополнительные – для тех, кто хочет углубить свои знания.
4. Перечень источников информации для подготовки ответов на вопросы.
Информационный отдел
1. Памятка, как самостоятельно работать с литературой.
2. Текстовой материал из дополнительной литературы.
3. Результаты интервью с работниками здравоохранения.
Иллюстративный отдел
1. Таблицы по теме семинара.
2. Плакаты.
3. Фотографии.
4. Диаграммы, схемы санитарно-просветительного характера.
5. Сатирические рисунки.
- 1.Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.
- 2. Основные этапы и направления в развитии отечественной методики естествознания (дореволюционный период).
- 3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)
- 4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.
- 5.Базисный учебный план.
- 6. Взаимосвязь различных аспектов воспитания в процессе преподавания биологии.
- 7. Общая характеристика и функции методов обучения.
- 8. Отбор и сочетание методов обучения.
- 9. Характеристика методов обучения: рассказ, беседа, школьная лекция.
- 10. Характеристика методов обучения: эксперимент, моделирование.
- 12. Характеристика методов обучения: наблюдение.
- 13. Применение методов обучения для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
- 14.Школьная программа по биологии. Вариативность программ по биологии
- 15. Методические приемы, их применение на уроках биологии
- 16. Методика в.Ф. Шаталова и её использование на уроках биологии.
- 17. Развитие основных биологических понятий в процессе обучения биологии.
- 18. Календарно-тематическое планирование.
- 19. Урок - основная форма процессов обучения. Особенности уроков биологии
- 20.Структура уроков с различным содержанием.
- 21.Лабораторные уроки, их место и значение в системе обучения биологии.
- 22. Подготовка учителя к уроку.
- 23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
- 24. Значение экскурсий в преподавании биологии. Особенности их организации и методика проведения. Организация учебного процесса
- 26. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.
- 27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.
- 28.Внеклассная работа по биологии (массовая, групповая, индивидуальная работа).
- 29. Факультативные знания по биологии.
- 30.Организация и методы проведения тематических и биологических вечеров, олимпиад и других массовых мероприятий (день леса, день птиц).
- 31. Внеурочные занятия с учащимися по биологии.
- 32. Проблемы обучения на уроках биологии.
- 34. Дифференциация школьного биологического образования на современном этапе.
- 35. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование.
- 37. Школьный учебно-опытный участок, его использование в процессе обучения биологии.
- 39. Блочно-модульная форма обучения.
- 40. Технология модульного обучения биологии.
- Структура модуля (по п. И. Третьякову и и. Б. Сенновскому)
- Структура учебного элемента