16. Методика в.Ф. Шаталова и её использование на уроках биологии.
Методика В. Ф. Шаталова – это оригинальная организационно-методическая система построения педагогического процесса, направленная на решение многих проблем обучения, на значительную его рационализацию и интенсификацию. Эта система, созданная и отработанная в процессе преподавания математики и физики, имеет, как оказалось, широкую межпредметную основу, заключающуюся в большом воспитательном и дидактическом потенциале и универсальности многих ее элементов. Поэтому стал возможным перенос опыта В. Ф. Шаталова практически на все школьные предметы, в том числе на биологию.
Система В. Ф. Шаталова состоит из нескольких подсистем, каждая из которых даже при использовании отдельно от остальных дает заметный эффект. Все эти подсистемы – открытые, т. е. содержат не конечный по количеству набор методических приемов. Это оставляет большой простор для методического творчества учителя, для поиска самых разных форм, средств и приемов реализации идей, заложенных в той или иной подсистеме.
Первая (и главная) подсистема – это меры и средства предупреждения конфликтности во взаимоотношениях участников педагогического процесса, прежде всего учителя и ученика.
Вторая подсистема – методические приемы и формы повторения учебного материала. Она отличается от обычного подхода тем, что никогда и никакой материал не повторяется дважды одинаково, т. е. в одной и той же форме.
Третья подсистема состоит из разветвленного набора приемов проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений, решения задач. Это практическая часть системы В. Ф. Шаталова.
Четвертую подсистему образуют приемы организации учебного самоуправления класса.
Пятая подсистема – набор правил оценивания знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив.
Шестая подсистема – набор приемов и способов использования опорных конспектов.
Опорный конспект, или лист опорных сигналов,– это построенное по специальным принципам наглядное средство обучения, в котором сжато изображены основные содержательные вехи материала, а также использованы графические приемы повышения мнемонического эффекта.
Опорный сигнал – это, собственно, элементарная часть опорного конспекта, представляющая существенный по содержанию и объему фрагмент учебного материала. Основные принципы составления опорных конспектов: лаконичность, структурность, асимметричность блоков, графическая и цветовая дифференциация, практическая направленность, использование привычных стереотипов и ассоциаций, запоминаемость и др.
Рекомендации по составлению опорных конспектов
1. Принцип составления опорных конспектов заключается в переходе от полного детального сообщения к тезисам, краткому плану.
2. Изучите содержание материала, обозначьте его основные содержательные вехи.
3. Продумайте символику опорных сигналов.
4. Установите с помощью условных знаков логические связи между опорными сигналами.
5. Соблюдайте логику изложения.
6. Не злоупотребляйте фактическим материалом.
Методика использования опорных конспектов
1. Объяснение учителем нового материала по опорному плакату (увеличенной копии опорного конспекта);
2. Запоминание и срисовывание учащимися опорного конспекта в тетрадь;
3. Пробный индивидуальный опрос по опорному плакату у доски (без оценивания);
4. Письменное воспроизведение опорного конспекта учащимися;
5. Краткое обобщающее изложение материала учителем или учеником по опорному плакату;
6. Устные ответы у доски по опорному плакату.
- 1.Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.
- 2. Основные этапы и направления в развитии отечественной методики естествознания (дореволюционный период).
- 3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)
- 4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.
- 5.Базисный учебный план.
- 6. Взаимосвязь различных аспектов воспитания в процессе преподавания биологии.
- 7. Общая характеристика и функции методов обучения.
- 8. Отбор и сочетание методов обучения.
- 9. Характеристика методов обучения: рассказ, беседа, школьная лекция.
- 10. Характеристика методов обучения: эксперимент, моделирование.
- 12. Характеристика методов обучения: наблюдение.
- 13. Применение методов обучения для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
- 14.Школьная программа по биологии. Вариативность программ по биологии
- 15. Методические приемы, их применение на уроках биологии
- 16. Методика в.Ф. Шаталова и её использование на уроках биологии.
- 17. Развитие основных биологических понятий в процессе обучения биологии.
- 18. Календарно-тематическое планирование.
- 19. Урок - основная форма процессов обучения. Особенности уроков биологии
- 20.Структура уроков с различным содержанием.
- 21.Лабораторные уроки, их место и значение в системе обучения биологии.
- 22. Подготовка учителя к уроку.
- 23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
- 24. Значение экскурсий в преподавании биологии. Особенности их организации и методика проведения. Организация учебного процесса
- 26. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.
- 27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.
- 28.Внеклассная работа по биологии (массовая, групповая, индивидуальная работа).
- 29. Факультативные знания по биологии.
- 30.Организация и методы проведения тематических и биологических вечеров, олимпиад и других массовых мероприятий (день леса, день птиц).
- 31. Внеурочные занятия с учащимися по биологии.
- 32. Проблемы обучения на уроках биологии.
- 34. Дифференциация школьного биологического образования на современном этапе.
- 35. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование.
- 37. Школьный учебно-опытный участок, его использование в процессе обучения биологии.
- 39. Блочно-модульная форма обучения.
- 40. Технология модульного обучения биологии.
- Структура модуля (по п. И. Третьякову и и. Б. Сенновскому)
- Структура учебного элемента