logo
Теория методики обучения биологии

39. Блочно-модульная форма обучения.

Блок-модуль – это новая форма обучения, которая состоит из трех элементов:

I элемент – теоретическая часть.

Сюда относится теоретическое обоснование темы блока-модуля, в которое входит изучение законов и закономерностей, теорий и фактических данных, выступающих в роли примеров и иллюстраций. Работа в данном случае организуется путем объяснения учителя и самостоятельной обработки учащимися литературных источников. Наиболее приемлемыми формами обучения являются лекции (для старших классов), уроки-объяснения, уроки изучения нового материала, уроки-конференции, работа с учебной и научной литературой;

II элемент – проверка знаний.

Несомненно, что полученные теоретические знания необходимо закрепить, проверить, подкорректировать в случае неудовлетворительного усвоения. Этот процесс происходит во второй части блока-модуля, и проводится он в форме учетно-проверочных уроков, уроков-обобщений, семинаров, конференций, контрольных работ и т. д.;

III элемент – практикование знаний.

Формы, в которых может происходить процесс практикования знаний, могут быть самыми разнообразными: работа на пришкольном участке или в микрорайоне школы, практикум по решению задач, работа в экологической лаборатории (в школе или в другом, внешкольном, учреж­дении). Но наиболее преемлемым и эффективным считается экологический практикум.

Методика составления программы и организация блока-модуля включает несколько этапов:

1 этап – определение темы, цели и задачи блока-модуля. Тема выбирается учителем исходя из требований стандарта. Учитель определяет, какие знания согласно стандарту необходимо иметь учащимся конкретного класса и в случае отсутствия таковых в программе предметов естественнонаучного цикла предлагает тему. Например, для учащихся 7 класса это может быть тема «Беспозвоночные животные – биоиндикаторы загрязнения среды» (биология, 7 кл.), «Мониторинг воздушной среды» (химия, 8 кл.), «Экология города» (биология, 11 кл.);

2 этап – составление программы и тематического плана занятий. Оптимальное количество часов, отводимых для проведения занятий по программе блока-модуля, колеблется от 10 до 16 – в зависимости от возраста учащихся. Программа составляется согласно типовым требованиям;

3 этап – организация занятий по программе блока-модуля. Такие занятия проводятся за счет резервного времени или времени, высвобожденного в результате пересмотра программы основного предмета, по согласию с администрацией, в рамках учебного плана и расписания. Для проведения занятий по III части блока-модуля (экологического практикума) можно специально скорректировать расписание с завучем школы.