39. Блочно-модульная форма обучения.
Блок-модуль – это новая форма обучения, которая состоит из трех элементов:
I элемент – теоретическая часть.
Сюда относится теоретическое обоснование темы блока-модуля, в которое входит изучение законов и закономерностей, теорий и фактических данных, выступающих в роли примеров и иллюстраций. Работа в данном случае организуется путем объяснения учителя и самостоятельной обработки учащимися литературных источников. Наиболее приемлемыми формами обучения являются лекции (для старших классов), уроки-объяснения, уроки изучения нового материала, уроки-конференции, работа с учебной и научной литературой;
II элемент – проверка знаний.
Несомненно, что полученные теоретические знания необходимо закрепить, проверить, подкорректировать в случае неудовлетворительного усвоения. Этот процесс происходит во второй части блока-модуля, и проводится он в форме учетно-проверочных уроков, уроков-обобщений, семинаров, конференций, контрольных работ и т. д.;
III элемент – практикование знаний.
Формы, в которых может происходить процесс практикования знаний, могут быть самыми разнообразными: работа на пришкольном участке или в микрорайоне школы, практикум по решению задач, работа в экологической лаборатории (в школе или в другом, внешкольном, учреждении). Но наиболее преемлемым и эффективным считается экологический практикум.
Методика составления программы и организация блока-модуля включает несколько этапов:
1 этап – определение темы, цели и задачи блока-модуля. Тема выбирается учителем исходя из требований стандарта. Учитель определяет, какие знания согласно стандарту необходимо иметь учащимся конкретного класса и в случае отсутствия таковых в программе предметов естественнонаучного цикла предлагает тему. Например, для учащихся 7 класса это может быть тема «Беспозвоночные животные – биоиндикаторы загрязнения среды» (биология, 7 кл.), «Мониторинг воздушной среды» (химия, 8 кл.), «Экология города» (биология, 11 кл.);
2 этап – составление программы и тематического плана занятий. Оптимальное количество часов, отводимых для проведения занятий по программе блока-модуля, колеблется от 10 до 16 – в зависимости от возраста учащихся. Программа составляется согласно типовым требованиям;
3 этап – организация занятий по программе блока-модуля. Такие занятия проводятся за счет резервного времени или времени, высвобожденного в результате пересмотра программы основного предмета, по согласию с администрацией, в рамках учебного плана и расписания. Для проведения занятий по III части блока-модуля (экологического практикума) можно специально скорректировать расписание с завучем школы.
- 1.Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.
- 2. Основные этапы и направления в развитии отечественной методики естествознания (дореволюционный период).
- 3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)
- 4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.
- 5.Базисный учебный план.
- 6. Взаимосвязь различных аспектов воспитания в процессе преподавания биологии.
- 7. Общая характеристика и функции методов обучения.
- 8. Отбор и сочетание методов обучения.
- 9. Характеристика методов обучения: рассказ, беседа, школьная лекция.
- 10. Характеристика методов обучения: эксперимент, моделирование.
- 12. Характеристика методов обучения: наблюдение.
- 13. Применение методов обучения для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
- 14.Школьная программа по биологии. Вариативность программ по биологии
- 15. Методические приемы, их применение на уроках биологии
- 16. Методика в.Ф. Шаталова и её использование на уроках биологии.
- 17. Развитие основных биологических понятий в процессе обучения биологии.
- 18. Календарно-тематическое планирование.
- 19. Урок - основная форма процессов обучения. Особенности уроков биологии
- 20.Структура уроков с различным содержанием.
- 21.Лабораторные уроки, их место и значение в системе обучения биологии.
- 22. Подготовка учителя к уроку.
- 23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
- 24. Значение экскурсий в преподавании биологии. Особенности их организации и методика проведения. Организация учебного процесса
- 26. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.
- 27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.
- 28.Внеклассная работа по биологии (массовая, групповая, индивидуальная работа).
- 29. Факультативные знания по биологии.
- 30.Организация и методы проведения тематических и биологических вечеров, олимпиад и других массовых мероприятий (день леса, день птиц).
- 31. Внеурочные занятия с учащимися по биологии.
- 32. Проблемы обучения на уроках биологии.
- 34. Дифференциация школьного биологического образования на современном этапе.
- 35. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование.
- 37. Школьный учебно-опытный участок, его использование в процессе обучения биологии.
- 39. Блочно-модульная форма обучения.
- 40. Технология модульного обучения биологии.
- Структура модуля (по п. И. Третьякову и и. Б. Сенновскому)
- Структура учебного элемента