3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)
После Великой Октябрьской социалистической революции для воспитания молодежи в коммунистическом духе необходима была идейная направленность всего обучения, для чего нужны были соответствующие подготовленные педагогические кадры. Поскольку старая школа к подготовке таких учителей была непригодна, в 1918 г. во многих городах страны срочно были организованы учительские курсы.
Школьный курс биологии был построен на основе учения Ч. Дарвина. Впервые в истории русской школы дарвинизм (эволюционное учение) был введен как самостоятельный предмет в старших классах. Большое внимание уделялось экскурсионной работе, создавались биологические станции. В 1918 г. для учителей начинает выходить журнал «Естествознание в школе» под редакцией Б. Е. Райкова. В Москве под редакцией Б. В. Всесвятского, основателя первой станции юных натуралистов, начинают издаваться «Листки биологической станции юных натуралистов», а для школьников — журнал «Юный натуралист».
Первый проект новой программы по естествознанию был разработан в 1919 г., но он не получил должного распространения, и школы работали по старым дореволюционным программам.
В 1921 г. в Наркомпросе был организован руководящий методический центр — ГУС (государственный ученый совет), который в поисках новых идей строительства советской школы в 1923 г. выдвинул совершенно новый принцип обучения. В основу работы школы было положено изучение трудовой деятельности человека.
Весь учебный материал отдельных предметов, в том числе и естествознания, был сгруппирован и распределен по трем разделам: «Природа», «Труд», «Общество». Впервые была сделана попытка связать обучение школьников с участием в производительном труде. Осуществление этого принципа было не совсем удачным, так как при этом игнорировалось систематическое изучение основ наук. Материал всех предметов искусственно подчинялся той или иной производственной теме. Программа по естествознанию отражала только тот материал, который мог быть использован при изучении источников сырья, природных условий сельского хозяйства. Учащиеся стали получать бессистемные знания, взятые из различных разделов биологии (ботаники, зоологии, анатомии, физиологии человека и общей биологии), которые не обеспечивали той образовательной и воспитательной роли, которую должно было играть естествознание в общей системе школьной работы. Однако комплексные программы заставили учителей много работать над совершенствованием методики проведения экскурсий, лабораторных работ, организации уголков живой природы, учебно-опытных участков, кружковой работы. Поэтому при всей неудовлетворительности самого принципа построения эти программы сыграли положительную роль в деле методических исканий и, несмотря на ошибки первых лет, все же приближались к запросам жизни и отходили от буржуазных образцов программ.
Учебников в этот период не было. Изложение учителем учебного материала, считалось отсталым методом. Для советской трудовой школы считался приемлемым лишь один «исследовательский метод». Детям не сообщались «готовые знания», а они сами должны были исследовать поставленные учителем задачи в результате выполнения школой какого-либо «комплекса» и сами же делать вывод. В результате учащиеся получали лишь отрывочные знания. Школа не обеспечивала в достаточной степени подготовку для дальнейшего обучения в вузах. Дальнейшее обучение по «Комплексным» и «Проектно-комплексным» программам становилось невозможным, поскольку привело к тому, что школа перестала выполнять свои основные задачи. Она не давала необходимых знаний учащимся и не готовила их к практической деятельности. В 1932 г. было опубликовано второе постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», где были отмечены недочеты проектов программ, разработанных после первого постановления. Здесь же были даны указания о применении разнообразных методов обучения в зависимости от содержания, а не только одного универсального «исследовательского метода», как это практиковалось ранее. В результате выполнения постановлений о начальной и средней школе был разработан новый учебный план по естествознанию, включающий последовательное изучение ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и эволюционного учения. Все программы по биологии строились на основе принципа исторического развития органического мира и заканчивались курсом эволюционного учения. Такой принцип построения естествознания обеспечивал учащимся систематические знания, которые являлись неотъемлемой частью коммунистического воспитания учащихся. Были подготовлены новые стабильные учебники: учебник ботаники — Б. В. Всесвятским, учебник зоологии — М. Я. Цузмером, учебник анатомии и физиологии человека — А. Н. Кабановым, учебник по основам эволюционного учения — М. М. Беляевым.
Таким образом, постановления ЦК ВКП (б) 1931-1932 гг. о школе положили конец прожектерству и недооценке среднего образования. Началась борьба за систематические и прочные знания. В конце 60-тых – в 70-тых годах поставлен вопрос о перестройке школы в целом, о введении политехнического обучения, знаменующего новую эпоху в истории советской школы на основе осуществления марксистско-ленинского принципа соединения обучения с общественно-полезным трудом учащихся. Поставлены задачи дальнейшего повышения уровня народного образования: совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров, усиление работы по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах и другие вопросы учебно-воспитательного характера.
- 1.Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.
- 2. Основные этапы и направления в развитии отечественной методики естествознания (дореволюционный период).
- 3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)
- 4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.
- 5.Базисный учебный план.
- 6. Взаимосвязь различных аспектов воспитания в процессе преподавания биологии.
- 7. Общая характеристика и функции методов обучения.
- 8. Отбор и сочетание методов обучения.
- 9. Характеристика методов обучения: рассказ, беседа, школьная лекция.
- 10. Характеристика методов обучения: эксперимент, моделирование.
- 12. Характеристика методов обучения: наблюдение.
- 13. Применение методов обучения для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
- 14.Школьная программа по биологии. Вариативность программ по биологии
- 15. Методические приемы, их применение на уроках биологии
- 16. Методика в.Ф. Шаталова и её использование на уроках биологии.
- 17. Развитие основных биологических понятий в процессе обучения биологии.
- 18. Календарно-тематическое планирование.
- 19. Урок - основная форма процессов обучения. Особенности уроков биологии
- 20.Структура уроков с различным содержанием.
- 21.Лабораторные уроки, их место и значение в системе обучения биологии.
- 22. Подготовка учителя к уроку.
- 23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
- 24. Значение экскурсий в преподавании биологии. Особенности их организации и методика проведения. Организация учебного процесса
- 26. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.
- 27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.
- 28.Внеклассная работа по биологии (массовая, групповая, индивидуальная работа).
- 29. Факультативные знания по биологии.
- 30.Организация и методы проведения тематических и биологических вечеров, олимпиад и других массовых мероприятий (день леса, день птиц).
- 31. Внеурочные занятия с учащимися по биологии.
- 32. Проблемы обучения на уроках биологии.
- 34. Дифференциация школьного биологического образования на современном этапе.
- 35. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование.
- 37. Школьный учебно-опытный участок, его использование в процессе обучения биологии.
- 39. Блочно-модульная форма обучения.
- 40. Технология модульного обучения биологии.
- Структура модуля (по п. И. Третьякову и и. Б. Сенновскому)
- Структура учебного элемента