19. Урок - основная форма процессов обучения. Особенности уроков биологии
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
3.Овладение основным изученным материалом на уроке.
Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).
Особенности урока биологии.
1. Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и обще учебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках естественноучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.
Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.
2. Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования, требует соблюдения принца научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).
3. Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий. Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др. Существуют другие формы оценки, например, портфолио.
4. При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя урочно-тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы. Ознакомительные практические и лабораторные работы не требуют обязательного оценивания. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Учебные экскурсии в природу могут быть организованы во внеурочное время.
5. Все проводимые лабораторные, практические работы и экскурсии должны быть оформлены в рабочей тетради ученика. В тетрадях по предмету (обычных и на печатной основе) учитель проверяет выполненные учащимися различные типы письменных заданий и выставляет отметки. Ведение тетради оценивается не реже 1 раза в четверть.
6. Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению необходимо давать на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаются заранее.
- 1.Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.
- 2. Основные этапы и направления в развитии отечественной методики естествознания (дореволюционный период).
- 3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)
- 4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.
- 5.Базисный учебный план.
- 6. Взаимосвязь различных аспектов воспитания в процессе преподавания биологии.
- 7. Общая характеристика и функции методов обучения.
- 8. Отбор и сочетание методов обучения.
- 9. Характеристика методов обучения: рассказ, беседа, школьная лекция.
- 10. Характеристика методов обучения: эксперимент, моделирование.
- 12. Характеристика методов обучения: наблюдение.
- 13. Применение методов обучения для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
- 14.Школьная программа по биологии. Вариативность программ по биологии
- 15. Методические приемы, их применение на уроках биологии
- 16. Методика в.Ф. Шаталова и её использование на уроках биологии.
- 17. Развитие основных биологических понятий в процессе обучения биологии.
- 18. Календарно-тематическое планирование.
- 19. Урок - основная форма процессов обучения. Особенности уроков биологии
- 20.Структура уроков с различным содержанием.
- 21.Лабораторные уроки, их место и значение в системе обучения биологии.
- 22. Подготовка учителя к уроку.
- 23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
- 24. Значение экскурсий в преподавании биологии. Особенности их организации и методика проведения. Организация учебного процесса
- 26. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.
- 27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.
- 28.Внеклассная работа по биологии (массовая, групповая, индивидуальная работа).
- 29. Факультативные знания по биологии.
- 30.Организация и методы проведения тематических и биологических вечеров, олимпиад и других массовых мероприятий (день леса, день птиц).
- 31. Внеурочные занятия с учащимися по биологии.
- 32. Проблемы обучения на уроках биологии.
- 34. Дифференциация школьного биологического образования на современном этапе.
- 35. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование.
- 37. Школьный учебно-опытный участок, его использование в процессе обучения биологии.
- 39. Блочно-модульная форма обучения.
- 40. Технология модульного обучения биологии.
- Структура модуля (по п. И. Третьякову и и. Б. Сенновскому)
- Структура учебного элемента