logo
Теория методики обучения биологии

27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.

Внеклассная работа – это форма различной внеурочной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.

Внеклассная работа способствует расширению и углублению знаний школьников, повышению эффективности воспитательных воздействий и осуществлению вклада в развитие учащихся.

В педагогике и методике преподавания биологии принята следу­ющая классификация внеклассных мероприятий: индивидуальные, групповые и массовые.

Групповая форма внеклассной работы

Эта работа тесно связана с индивидуальной, обеспечивая ее органическое дополнение. Наиболее распространенной формой групповой внеклассной работы является кружок, который рассматривается как добровольный стабильный тип организации школьников в течение года или даже ряда лет. Биологические кружки могут работать по следующей тематике: «Биология и кулинария», «Лекарственные растения», «Комнатные растения» и т. Д

Общие правила организации групповой работы

·        При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.

·        Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

·        По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.

·        Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.

. Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

·        При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества.

·        Групповая работа требует перестановки парт. 

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.