27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.
Внеклассная работа – это форма различной внеурочной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.
Внеклассная работа способствует расширению и углублению знаний школьников, повышению эффективности воспитательных воздействий и осуществлению вклада в развитие учащихся.
В педагогике и методике преподавания биологии принята следующая классификация внеклассных мероприятий: индивидуальные, групповые и массовые.
Групповая форма внеклассной работы
Эта работа тесно связана с индивидуальной, обеспечивая ее органическое дополнение. Наиболее распространенной формой групповой внеклассной работы является кружок, который рассматривается как добровольный стабильный тип организации школьников в течение года или даже ряда лет. Биологические кружки могут работать по следующей тематике: «Биология и кулинария», «Лекарственные растения», «Комнатные растения» и т. Д
Общие правила организации групповой работы
· При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
· Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
· По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.
· Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.
. Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
· При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества.
· Групповая работа требует перестановки парт.
Плюсы:
-
Повышается учебная и познавательная мотивация.
-
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
-
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
-
Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
-
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
-
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
-
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
-
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
-
В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
- 1.Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.
- 2. Основные этапы и направления в развитии отечественной методики естествознания (дореволюционный период).
- 3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)
- 4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.
- 5.Базисный учебный план.
- 6. Взаимосвязь различных аспектов воспитания в процессе преподавания биологии.
- 7. Общая характеристика и функции методов обучения.
- 8. Отбор и сочетание методов обучения.
- 9. Характеристика методов обучения: рассказ, беседа, школьная лекция.
- 10. Характеристика методов обучения: эксперимент, моделирование.
- 12. Характеристика методов обучения: наблюдение.
- 13. Применение методов обучения для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
- 14.Школьная программа по биологии. Вариативность программ по биологии
- 15. Методические приемы, их применение на уроках биологии
- 16. Методика в.Ф. Шаталова и её использование на уроках биологии.
- 17. Развитие основных биологических понятий в процессе обучения биологии.
- 18. Календарно-тематическое планирование.
- 19. Урок - основная форма процессов обучения. Особенности уроков биологии
- 20.Структура уроков с различным содержанием.
- 21.Лабораторные уроки, их место и значение в системе обучения биологии.
- 22. Подготовка учителя к уроку.
- 23.Лекционно-семинарская форма обучения в курсе преподавания биологии.
- 24. Значение экскурсий в преподавании биологии. Особенности их организации и методика проведения. Организация учебного процесса
- 26. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.
- 27. Внеклассная работа по биологии. Содержание, организация и методы проведения групповой работы.
- 28.Внеклассная работа по биологии (массовая, групповая, индивидуальная работа).
- 29. Факультативные знания по биологии.
- 30.Организация и методы проведения тематических и биологических вечеров, олимпиад и других массовых мероприятий (день леса, день птиц).
- 31. Внеурочные занятия с учащимися по биологии.
- 32. Проблемы обучения на уроках биологии.
- 34. Дифференциация школьного биологического образования на современном этапе.
- 35. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование. Кабинет биологии. Общее оборудование, учебное оборудование.
- 37. Школьный учебно-опытный участок, его использование в процессе обучения биологии.
- 39. Блочно-модульная форма обучения.
- 40. Технология модульного обучения биологии.
- Структура модуля (по п. И. Третьякову и и. Б. Сенновскому)
- Структура учебного элемента