logo
GOSY

2. Педагогический процесс в детском саду.

Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов. Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность). Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Принципы организации целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Гуманизация педагогического процесса как обеспечение удовлетворения потребностей ребенка и создания условий для развития детей. Интегративность как условие целостности педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическое взаимодействие как условие организации целостного педагогического процесса. Особенности общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Основные позиции педагога в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста (позиция «передачи социального опыта»; позиция «равного партнерства»; позиция «опекаемого»).

Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов.

Педагогический процесс - это специально организованное во времени и в пространстве образовательного учреждения взаимодействия педагогов и учеников, направленное на достижение целей образования.

Характеристики целостного ПП:

· обеспечение целостности медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка (индивидуальные образовательно-развивающие маршруты)

· обеспечение целостности образовательных, воспитательных и развивающих задач (согласованность работы воспитателей и специалистов, интеграция разных видов деятельности)

· обеспечение целостности жизнедеятельности ребенка (учёт опыта ребенка, индивидуальной субкультуры)

· обеспечение целостности в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых (связь детского сада с семьей)

· обеспечение целостности образовательного пространства (вариативность, полифункциональность).

ПП имеет подготовительный этап или этап проектирования, это этап когда взаимодействие педагога и учеников осуществляется мысленно.

ПП имеет строгие временные промежутки. Из временных промежутков складывается продвижение ученика в образовании.

ПП осуществляется в пространственном учебном учреждении (в школе, в детском саду).

ПП- это взаимодействие.

Взаимодействие - это главный признак ПП. Взаимодействие в ПП осуществляется на основе содержания образования.

Содержание образования - это педагогический адаптированный социальный опыт.

Адаптированный (отобранный той или иной ступени образования).

Взаимодействие - это процесс взаимного влияния друг на друга, открыитого или скрытого проявления отношений.

Типы педагогического взаимодействия:

1. Взаимодействие - воздействие (педагог главное лицо).

2. Взаимодействие - противодействие (характеризуется диктатом и опёки, наличие устойчивых конфликтов между педагогом и учеником).

3. Бездействие - характеризуется отношением не вмешательства или равнодушием к ученикам.

4. Содействие - организация развития ребёнка, его активности. Это взаимоприятие педагога и ребёнка. Положительное отношение к ребёнку.

Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность).

Основные характеристики ПП:

Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность).

Целенаправленность - это движение ПП к цели, т.е к достижению какого-либо результата.

Цель: это ожидаемый результат образования.

Цели ПП образуются путем соединения составляющих:

· ценностная позиция педагога (отношение к феномену детства, понимание задач дошкольного образования)

· целевые установки образовательной организации (социальный заказ)

· учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей (индивидуальный образовательный маршрут)

· учет социальных запросов родителей.

Целостность ПП - это характеристика, которая показывает наличие в ПП его основных компонентов или частей и связей между ними.

Основными частями или компонентами выступают такие как : процесс обучения, процесс воспитания, процесс образования.

Системность и процессуальность ПП:

система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Признаки ПП как системы: целостность, взаимосвязь компонентов ПП, структурность (целевой, содержательный, технологически, результативный, ресурсный компоненты структуры), открытость, множественность описания (с точки зрения разных аспектов).

Системность подразумевает статичное пространственное изображение структурных компонентов. Процессуальность – протяженность во времени. Педагогический процесс – последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разноплановых задач.

Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Воспитание – целенаправленный процесс, обеспечивающий освоение ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения. Процесс передачи исторического социокультурного опыта от поколения к поколению.

Позиция воспитателя меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: позиция прямой передачи опыта (я – тебе), позиция партнерства (вместе), позиция обращения к опыту ребенка (ты – мне), позиция выбора творческого решения (свобода).

Условия успешности процесса воспитания:

1) личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми

2) предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.

3) создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Методы воспитания:

- методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы)

- методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, личный пример педагога)

- методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей (поощрение, наказание).

Обучение – целенаправленный процесс, обеспечивающий передачу и освоение детьми содержания образования.

Классификация принципов обучения:

· по источнику передачи информации – наглядные, словесные, практические (Голант, Верзилин),

· по характеру познавательной деятельности детей – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (Лернер, Скаткин).

Принципы организации целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

· принцип гуманизации

· принцип личностной ориентации

· принцип индивидуально-дифференцированного подхода

· принцип разнотемпового продвижения вперед

· принцип прогрессивного продвижения вперед

· принцип свободы выбора

· принцип интегративности

Гуманизация педагогического процесса как обеспечение удовлетворения потребностей ребенка и создания условий для развития детей.

Гуманизация - этот принцип связан с удовлетворением ведущих социальных потребностей ребёнка ( психолог. комфортных условиях пребывания в детском саду, эмоциональный контакт с окружающими, в любви, доброжелательности, в активном познании и информационном обмене, потребность в разнообразной деятельности по интересам и в самостоятельности, в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, потребность в самореализации, в признании своих достижений сверстниками и взрослыми).

Интегративность - это единство тематического содержания ПП.

Основные позиции педагога в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста (позиция «передачи социального опыта»; позиция «равного партнерства»; позиция «опекаемого»).

Педагог как субъект ПП:

1) ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности,

2) умение педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, умение видеть и определять свои проблемы и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения,

3) проявление субъектной позиции во всех сферах жизни педагога,

4) личностные качества: рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.