2. Педагогический процесс в детском саду.
Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов. Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность). Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Принципы организации целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Гуманизация педагогического процесса как обеспечение удовлетворения потребностей ребенка и создания условий для развития детей. Интегративность как условие целостности педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Педагогическое взаимодействие как условие организации целостного педагогического процесса. Особенности общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Основные позиции педагога в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста (позиция «передачи социального опыта»; позиция «равного партнерства»; позиция «опекаемого»).
Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов.
Педагогический процесс - это специально организованное во времени и в пространстве образовательного учреждения взаимодействия педагогов и учеников, направленное на достижение целей образования.
Характеристики целостного ПП:
· обеспечение целостности медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка (индивидуальные образовательно-развивающие маршруты)
· обеспечение целостности образовательных, воспитательных и развивающих задач (согласованность работы воспитателей и специалистов, интеграция разных видов деятельности)
· обеспечение целостности жизнедеятельности ребенка (учёт опыта ребенка, индивидуальной субкультуры)
· обеспечение целостности в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых (связь детского сада с семьей)
· обеспечение целостности образовательного пространства (вариативность, полифункциональность).
ПП имеет подготовительный этап или этап проектирования, это этап когда взаимодействие педагога и учеников осуществляется мысленно.
ПП имеет строгие временные промежутки. Из временных промежутков складывается продвижение ученика в образовании.
ПП осуществляется в пространственном учебном учреждении (в школе, в детском саду).
ПП- это взаимодействие.
Взаимодействие - это главный признак ПП. Взаимодействие в ПП осуществляется на основе содержания образования.
Содержание образования - это педагогический адаптированный социальный опыт.
Адаптированный (отобранный той или иной ступени образования).
Взаимодействие - это процесс взаимного влияния друг на друга, открыитого или скрытого проявления отношений.
Типы педагогического взаимодействия:
1. Взаимодействие - воздействие (педагог главное лицо).
2. Взаимодействие - противодействие (характеризуется диктатом и опёки, наличие устойчивых конфликтов между педагогом и учеником).
3. Бездействие - характеризуется отношением не вмешательства или равнодушием к ученикам.
4. Содействие - организация развития ребёнка, его активности. Это взаимоприятие педагога и ребёнка. Положительное отношение к ребёнку.
Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность).
Основные характеристики ПП:
Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность).
Целенаправленность - это движение ПП к цели, т.е к достижению какого-либо результата.
Цель: это ожидаемый результат образования.
Цели ПП образуются путем соединения составляющих:
· ценностная позиция педагога (отношение к феномену детства, понимание задач дошкольного образования)
· целевые установки образовательной организации (социальный заказ)
· учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей (индивидуальный образовательный маршрут)
· учет социальных запросов родителей.
Целостность ПП - это характеристика, которая показывает наличие в ПП его основных компонентов или частей и связей между ними.
Основными частями или компонентами выступают такие как : процесс обучения, процесс воспитания, процесс образования.
Системность и процессуальность ПП:
система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Признаки ПП как системы: целостность, взаимосвязь компонентов ПП, структурность (целевой, содержательный, технологически, результативный, ресурсный компоненты структуры), открытость, множественность описания (с точки зрения разных аспектов).
Системность подразумевает статичное пространственное изображение структурных компонентов. Процессуальность – протяженность во времени. Педагогический процесс – последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разноплановых задач.
Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Воспитание – целенаправленный процесс, обеспечивающий освоение ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения. Процесс передачи исторического социокультурного опыта от поколения к поколению.
Позиция воспитателя меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: позиция прямой передачи опыта (я – тебе), позиция партнерства (вместе), позиция обращения к опыту ребенка (ты – мне), позиция выбора творческого решения (свобода).
Условия успешности процесса воспитания:
1) личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми
2) предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.
3) создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Методы воспитания:
- методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы)
- методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, личный пример педагога)
- методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей (поощрение, наказание).
Обучение – целенаправленный процесс, обеспечивающий передачу и освоение детьми содержания образования.
Классификация принципов обучения:
· по источнику передачи информации – наглядные, словесные, практические (Голант, Верзилин),
· по характеру познавательной деятельности детей – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (Лернер, Скаткин).
Принципы организации целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
· принцип гуманизации
· принцип личностной ориентации
· принцип индивидуально-дифференцированного подхода
· принцип разнотемпового продвижения вперед
· принцип прогрессивного продвижения вперед
· принцип свободы выбора
· принцип интегративности
Гуманизация педагогического процесса как обеспечение удовлетворения потребностей ребенка и создания условий для развития детей.
Гуманизация - этот принцип связан с удовлетворением ведущих социальных потребностей ребёнка ( психолог. комфортных условиях пребывания в детском саду, эмоциональный контакт с окружающими, в любви, доброжелательности, в активном познании и информационном обмене, потребность в разнообразной деятельности по интересам и в самостоятельности, в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, потребность в самореализации, в признании своих достижений сверстниками и взрослыми).
Интегративность - это единство тематического содержания ПП.
Основные позиции педагога в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста (позиция «передачи социального опыта»; позиция «равного партнерства»; позиция «опекаемого»).
Педагог как субъект ПП:
1) ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности,
2) умение педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, умение видеть и определять свои проблемы и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения,
3) проявление субъектной позиции во всех сферах жизни педагога,
4) личностные качества: рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.