1. Составление информационной справки:
1.1. Сбор информации по внешней среде дошкольного образовательного учреждения:
- изменения политики в области образования (на федеральном и региональном уровнях), требующие совершенствования деятельности по отдельным направлениям работы ДОУ;
- сбор статистических данных по социуму микрорайона, отражающих динамику происходящих изменений и способы реагирования на сложившуюся ситуацию со стороны конкретного ДОУ (напр.: рост рождаемости – поиск способов открытия групп раннего развития – необходимость подготовки специалистов для работы с детьми раннего возраста или оказание медико-психолого– педагогического консультирования, сопровождения родителей и т.д.);
- анализ культурных тенденций с целью усиления развивающей, культурной, этнической составляющей образования (открытие национальных образовательных учреждений – создание системы непрерывного образования на данной основе и т.д.);
- анализ микросоциального заказа ДОУ;
- анализ возможных направлений сотрудничества с социальным окружением.
1.2. Сбор информации по внутренней среде дошкольного образовательного учреждения:
- анализ ценностных оснований системы с точки зрения их соответствия требованиям современности;
- статистические данные о воспитанниках дошкольного образовательного учреждения с целью выработки приоритетных направлений работы дошкольного образования учреждения на ближайшую перспективу;
- сбор информации об уровне здоровья детей и учет этого при выстраивании системы работы;
-анализ динамики изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе анализа:
результатов воспитательно-образовательной работы ДОУ за истекший период времени;
социального заказа педагогических кадров и результатов профессионально-личностных достижений педагогов;
изменений развивающей среды в каждой отдельно взятой группе;
достижений дополнительных специалистов ДОУ в решении приоритетных задач;
динамики изменения направлений сотрудничества с родителями ДОУ;направлений взаимодействия с представителями школ.
Определение основных направлений инновационной деятельности, этапов, задач перехода.
Определений целей первого этапа перехода в режим развития.
Разработка плана действий:
Направления и задачи инновационной деятельностиМероприятияМесто проведенияСроки проведенияОтветственныеОбъем финансирования
Система ДО представляет собой многофункциональную сеть дошк. Обр. учр., ориентированную на потребности общества и семьи.
- Реализуют спектр ОП (основных и парциальных) в соотв с приоритетным направлением, в которых также предоставляется разнообразный спектр образовательных оздоровительных и медицинских услуг в соотв с индивидуальными и возрастными особенностями детей.
- Решаются задачи охраны и укрепления здоровья.
- Создают психолого-педагогические условия пребывания ребенка в детском саду.
- Взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Взаимодействует с социальными партнерами.
Система ДО учитывает региональные особенности ее развития.
Преимущественные черты дошкольного образования на современном этапе:
1. Целостный характер ПП (его развивающий и воспитывающий характер)
2. Наличие эмоционально-комфортной развивающей ребенка образовательной среды.
Тенденции
1. Сравнение с периориентацией от использования комплекса норматив пр-м к созданию основной общеобразованной программы
2. сложнение деятельности руководителя в связи
3. Предоставление большей самостоятельности в выборе приоритетных направлений и оказании дополнительных платных услуг.
=
1. Обеспечить доступность
2. Качество (равных стартовых возможностей)
3. = нормативно правовые док-ты и практика управление ДОУ подтвержадают, что приоитетными направлениями (задачами) развития системы дО явл:
Досупности дошк образ, обеспеч кач-ва дошк образ
В рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-1015гг. отмечается 1. Причины тормозящие развитие системы образования в целом и ДО в частности:
- снижение уровня здоровья детей
- низкий профессиональный уровень педагогов (старение, текучесть, отсутствие доп. Специалистов)
- отсутствие достаточного финансирования
- недостаточная разработанность НПБ (нормат прав базы)
- консервативность системы повышения квалификации
- отсутствие доступности получения ДО в разных регионах
- родители
В данном документе предложены средства решения задач обеспечения качества и доступности ДО:
1. Повышение профессионального уровня кадров
2. Разработка вариативных моделей ДО Открытие групп кратковременного пребывания, семейных ДС, гувернерства ит.д.)
3. Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений
4. Разработка моделей государственно-общественного управления
5. Разработка модели оценки качества (в качестве продуктов решения этих задач следует рассматривать 1. Определение механизмов функционирования вариативных моделей ДО)
6. Совершенствование критериев государственного лицензирования ДОУ (закон об получении бессрочной лицензии)
7. Обновление санпина (правил и нормативов деятельности ДОУ)
8. Разработка и реализация муниципальных и региональных программ развития программ развития образования (реструктуризации сети ДОУ).
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.