1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
Произошедшие за последнее время политические и экономические изменения в нашем обществе затронули и систему образования, в том числе дошкольное воспитание. В современных дошкольных учреждениях исторически сложившаяся воспитательная функция снижается за счет образовательной. Приоритетной целью дошкольных учреждений является обучение, понимаемое как расширение знаний, предметная подготовка к школе. Это фактически выражается в более раннем старте изучения программы начальной школы. Такое понимание сути дошкольных учреждений типично и для родителей. Поэтому массовым явлением стало введение в дошкольные учреждения дополнительных образовательных услуг, оказываемых, как правило, за плату. Недостаточное внимание, которое уделяется развитию личности, нравственному, эстетическому и другим сторонам воспитания, приводит к тому, что ребенок-дошкольник с трудом адаптируется к школьной жизни, недостаточно социализирован.
Следствием демократических преобразований стало многообразие видов дошкольных учреждений, свобода выбора педагогом программ воспитания и обучения. Однако декларируемые идеи дошкольного воспитания и обучения часто остаются нереализованными.
Анализ современного состояния дошкольных учреждений выявил ряд противоречий: между исторической оценкой дошкольного образования и его современной интерпретацией; между функциями дошкольного учреждения и их конкретной реализацией в деятельности разных видов современных учреждений; между принципом демократизации системы дошкольного образования и его неадекватным пониманием и применением.
С начала преобразования системы общественного дошкольного воспитания (1991 г.) число дошкольных учреждений сокращается в связи с резким уменьшением рождаемости. Меняются их виды и облик. Изменения происходят в разработке содержания, форм, методов дошкольного воспитания. Это связано с происходящей переоценкой ценностей, с изменением общественного сознания. Все силы родителей направлены на обеспечение материального достатка в семье, поэтому все меньше времени уделяется воспитанию детей. Негативное влияние на воспитание детей оказывают: рост безработицы, выпуск продукции преимущественно иностранного производства (резкое сокращение отечественных мультфильмов, игрушек, сексуальная пропаганда и т.д.). Поэтому так важно сохранение дошкольных учреждений, главной задачей которых является воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности. В настоящее время вместо одной государственной программы, определявшей задачи и содержание воспитания и образования детей в дошкольных учреждениях, разработано несколько программ.
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.