logo
GOSY

1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?

Для организационной структуры управления образованием характерна децентрализация, т.е. подчинение нижестоящих органов управления вышестоящим. С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях образования. Принципиальным вопросом является распределение прав, полномочий и ответственности между высшими звеньями управления образованием - министерством Российской Федерации и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городскими (районными, поселковыми) управлениями образованием и отделами дошкольного образования.

Так, федеральные, центральные органы управления образованием в соответствии с Законом РФ «Об образовании» центральные органы (министерства), прежде всего, должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение ее приоритетов, на закладывание крупных социально-педагогических экспериментов, на анализ общественного мнения и постоянное информирование общественности о состоянии, проблемах и перспективах развития образования. Нижестоящие органы управления должны заниматься реализацией и введением в действие законов и нормативных актов и политики, разработанной вышестоящими органами.

В наибольшей степени региональный аспект в управлении образованием реализуется через деятельность отделов дошкольного образования. В каждом органе управления образованием есть ведомство, которое занимается вопросами дошкольного образования: в частности в районах, городах и областях в общей структуре управления образованием действуют отделы дошкольного образования (областные, районные, городские). Структура РУО (РОО), способная в наибольшей мере отразить в практике образования региональные особенно­сти функционирования общества и производства, может включать следующие отделы (секторы): учебно-воспи­тательного процесса, развития социально-экономической базы образования, научно-методического обеспечения, хо­зяйственно-эксплуатационный, планово-экономический. В горкомитете или управлении дополнительно вводится отдел подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации специалистов.

Непосредственное управление образованием в РФ осуществляет (на федеральном уровне) министр образования и науки, в округах и областях начальник управления соответствующим уровнем управления (начальник окружного управления образованием, районного, городского). Руководство отделами дошкольного образования осуществляют специалисты и методисты. При соответствующем дошкольном отделе управления образованием действуют дошкольные кабинеты