28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
+тетрадь
Типы уроков. Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков:1) по основной дидактической цели;2) по основному способу проведения уроков;3) по основным этапам учебного процесса.По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:– уроки ознакомления с новым материалом;– урок закрепления изученного;– урок применения знаний и умений;– урок обобщения и систематизации знаний;– урок проверки и коррекции знаний и умений;– комбинированный (смешанный) урок.По основному способу проведения подразделяются уроки: в форме беседы, лекции, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, сочетания различных форм занятий. По основным этапам учебного процесса выделяют:– вводные уроки;– уроки первичного ознакомления с материалом;– уроки усвоения понятий, законов, правил;– уроки применения знаний на практике;– смешанные или комбинированные уроки. Такая классификация уроков, предлагаемых дидактикой, не лишена недостатков. Однако общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными (обобщенными) структурными элементами, в числе которых выделяются:1) актуализация прежних знаний и способов действий;2) формирование новых знаний и способов действий;3) применение знаний и формирование умений и навыков.основные этапы урока:1) организационный этап;2) опрос и проверка домашнего задания;3) объяснение нового материала;4) закрепление изученного;5) обобщение и систематизация материала;6) постановка домашнего задания. Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.
Дидактические требования к современному уроку.
· Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков.
· Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся.
· Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированность умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.
· Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальной самостоятельности в учении учащихся.
· Реализация на уроке всех дидактических принципов.
· Создание условий успешности учащихся.
- Ответы к экзамену «Методика преподавания литературы»
- 1.Специальная методика преподавания русского языка как наука
- 5.Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Коррекционная направленность уроков русского языка
- 7. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
- 8. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения
- 9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
- Принципы обучения родному языку
- 12.Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения.
- I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
- 13. Образовательно – познавательные и коррекционно – воспитательные задачи курса « Русский язык « в специальной школе.
- 15.Методы обучения. Классификации обучения русскому
- 16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
- II класс
- 17.Приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся учащихся с тнр
- 18.Произношение как учебная дисциплина цикла Русский язык в специальной коррекционной школе 5 вида. Характеристика и анализ программы ( раздел « Произношение»)
- 19.Коррекционно – методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков с уроками развития речи и обучения грамоте.
- 20.Лингвистические, психолингвистические, психолого – педагогические, нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тнр
- 22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.
- 23.Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.
- 24. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения.
- 25. Принципы, задачи, разделы работы по развитию речи в начальной школе
- 26.Основные направления работы по формированию грамматического строя речи ( на морфологическом и синтаксическом уровнях)
- 28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
- 29.Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с онр.
- 30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
- 31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование.
- 33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения
- 34. Обследование речи учащихся с тнр, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной форме по развитию речи.
- Обследование понимания слов
- Обследование лексического запаса и грамматического строя языка
- 35.Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.
- I класс
- II класс
- 3 Класс
- 36.Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
- 37.Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов.
- 38. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов( лексическая сторона, грамматический строй речи, связная устная речь.
- 39.Типы уроков развития речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений. Отбор речевого материала для урока развития речи.
- 40.Формирование монологической речи. Виды работы.
- 41.Методика работы над текстом на уроке чтения
- Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
- 42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
- 43.Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения, грамматики.