30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
Элементарный курс грамматики имеет своей целью годгото-1вить учащихся к пониманию состава и строя русской речи, а также «обеспечить овладение ими умениями и навыками, необходимыми ;для выражения мыслей и для систематического изучения грамматики и правописания в старших классах.
Для того чтобы определить задачи практического совершенствования грамматического строя речи учащихся, необходимо ;учесть основные результаты предшествующих этапов. За период работы по формированию грамматического строя речи учащиеся усвоили основные грамматические закономерности языка научились анализировать языковой материал, сравнивать, классифицировать и обобщать факты языка, получили понятие об алфавите, делении слов на слоги, о звуковом составе слов. Их речь обогатилась значительным по объему словарем, значения слов получили свое развитие в речевой практике, учащиеся приобрели первичные навыки словообразования, получили элементарное понятие о частях речи, о характерных семантических и формальных признаках существительных, глаголов, местоимений, прилагательных. Практические речевые навыки учащихся нашли свое выражение в развитии умений строить предложения разной структуры. Учащиеся приобрели понятие о предложении и его составе, что было достигнуто как упражнениями в анализе и синтезе предложений, так и систематической работой над структурным компонентом предложения — словосочетанием.
наиболее трудоемким звеном в формировании грамматических понятий, умений, навыков являются выполняемые учащимися разнообразные упражнения. Сложность овладения грамматическим материалом обязывает обеспечивать не случайный набор заданий по теме, а систему упражнений, в которой воссоздается (моделируется) сам процесс усвоения грамматических понятий и формирования грамматических навыков. С этой точки зрения типы и виды грамматических тренировочных упражнений в школе слабослышащих (по классификации, разработанной К. Г. Коровиным) описаны в главе «Формирование грамматического строя речи». На данную типологию надо ориентироваться и' в работе по изучению учащимися элементарного курса грамматики, поскольку это изучение преследует прежде всего практические цели.
Вместе с тем для рассматриваемого периода обучения грамматике необходимо иметь в виду и другую классификацию упражнений, а именно группировку упражнений в зависимости от предназначения их для изучения грамматического материала в том или ином аспекте (фонетика, лексика и словообразование, морфология, синтаксис). С учетом этого признака принято в грамматических упражнениях выделять четыре типа заданий: фонетические, словарные, морфологические, синтаксические. Внутри каждой из названных групп разграничивают упражнения по другому признаку: по преобладающему характеру деятельности учащихся с предложенным в задании материалом.
Фонетические и словарные упражнения грамматическими можно считать лишь постольку, поскольку грамматика связана с фонетикой, лексикой и словообразованием, а также поскольку звуковые, лексико-семантические и словообразовательные явления и закономерности в языке взаимодействуют с собственно грамматическими.
К разряду фонетических упражнений относятся: нахождение слов, обладающих заданной звуко-буквенной или слоговой характеристикой, выделение в словах звуков или букв (например, согласных), полный звуко-буквенный анализ, сравнение произношения и написания, сравнение слов по звуко-буквенному составу, восполнение пропусков в слове, подбор примеров (слов) по заданным признакам (например, с непроизносимой согласной). С помощью этих упражнений изучаются главным образом фонетические темы. Как дополнительные задания они могут быть включены в состав упражнений другого типа (например, в состав морфологических или синтаксических).
Словарные упражнения подробно рассматривались в соответствующем разделе пособия. Здесь укажем лишь на те, которые тесно связаны с изучением грамматического материала: нахождение в текстах слов с заданными семантическими и формальными признаками (в том числе по принадлежности к определенной части речи, имеющих данный набор частных грамматических признаков и определенный морфемный состав), замена в предложении одних слов другими (также в соответствии с заданными грамматическими характеристиками), восполнение в тексте или предложении пропущенных слов, классификация лексики по указанным в задании признакам (основаниям группировки), подбор примеров на правило или определение, составление слов по заданным моделям (морфемным схемам).
Морфологические упражнения частично были представлены в группе словарных (поскольку словообразование и морфология тесно связаны). Задача морфологических упражнений — способствовать изучению морфологического аспекта грамматических явлений языка (понятие об общих и частных морфологических категориях, признаки частей речи, изменение формы слов при сочетании с: другими словами). Среди аналитических форм этих упражнений нужно назвать: нахождение в предложенном материале тех или иных морфологических категорий, их сопоставление, определение грамматических признаков выделенных слов, группировка частей речи по частным морфологическим признакам. К синтетическим (конструктивным) морфологическим упражнениям относятся следующие: подбор примеров по заданным морфологическим характеристикам, дописывание в словах окончаний, варьирование морфемного состава слова в зависимости от заданных признаков.
Синтаксические упражнения предназначены для изучения синтаксических понятий (предложение, члены предложения, связь слов, пары слов, роль каждой части речи в предложении). К аналитическим синтаксическим упражнениям относят: выделение предложений с заданными признаками из текста, анализ предложений по словосочетаниям, членам предложения, частям речи, группировка,, систематизация материала н"а заданных основаниях (по определенным грамматическим признакам, например, по наличию в составе предложения той или иной морфологической категории). Конструктивные (синтетические) упражнения направлены ]на развитие навыков построения синтаксических единиц, восполнение пропусков в предложениях, словосочетаниях, текстах в равных вариантах (например, с указанием материала для справок или с указанием грамматической характеристики этого материала), подбор примеров с заданными признаками к тем или иным правилам, понятиям (например, подобрать предложение, в котором было бы слово, отвечающее на вопрос к а к?), составление (Словосочетаний, предложений, текстов (по заданию, с использованием данного материала).
- Ответы к экзамену «Методика преподавания литературы»
- 1.Специальная методика преподавания русского языка как наука
- 5.Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Коррекционная направленность уроков русского языка
- 7. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
- 8. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения
- 9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
- Принципы обучения родному языку
- 12.Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения.
- I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
- 13. Образовательно – познавательные и коррекционно – воспитательные задачи курса « Русский язык « в специальной школе.
- 15.Методы обучения. Классификации обучения русскому
- 16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
- II класс
- 17.Приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся учащихся с тнр
- 18.Произношение как учебная дисциплина цикла Русский язык в специальной коррекционной школе 5 вида. Характеристика и анализ программы ( раздел « Произношение»)
- 19.Коррекционно – методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков с уроками развития речи и обучения грамоте.
- 20.Лингвистические, психолингвистические, психолого – педагогические, нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тнр
- 22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.
- 23.Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.
- 24. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения.
- 25. Принципы, задачи, разделы работы по развитию речи в начальной школе
- 26.Основные направления работы по формированию грамматического строя речи ( на морфологическом и синтаксическом уровнях)
- 28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
- 29.Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с онр.
- 30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
- 31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование.
- 33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения
- 34. Обследование речи учащихся с тнр, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной форме по развитию речи.
- Обследование понимания слов
- Обследование лексического запаса и грамматического строя языка
- 35.Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.
- I класс
- II класс
- 3 Класс
- 36.Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
- 37.Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов.
- 38. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов( лексическая сторона, грамматический строй речи, связная устная речь.
- 39.Типы уроков развития речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений. Отбор речевого материала для урока развития речи.
- 40.Формирование монологической речи. Виды работы.
- 41.Методика работы над текстом на уроке чтения
- Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
- 42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
- 43.Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения, грамматики.