logo
Ответы по Асмаловской

16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения

I. Обследование учащихся.

II. Формирование навыков правильного произношения и разли­чения звуков.

1. Развитие историки артикуляционного аппарата в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей выраженным нарушением подвижности речевого аппарата прово­дятся специальные упражнения, развивающие мышцы лица; для детей с врожденными расщелинами губы и нёба — упражнения, направленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и т. д.

2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.

Выработка точной координации движений речевого аппарата При образовании согласных звуков [п], [т], [м], |[в], [н], [к], [ф], [х] в зависимости от индивидуальных возможностей учащих­ся. Различение согласных звуков.

3. Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [J], [с], [с1], [з], [з1], [б], [б'], [т], [т1], [д],[д'], [г],[г'].

4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями детей.

5. Преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений (на материале пра­вильно произносимых звуков).

Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, таг, втпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последо­вательности или структуры слогов: и-а-у..., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т. д.

Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.

Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова

(стакан, плита).

Фронтальные занятия (48 ч)

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие историки артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов.

7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.

различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за, ща, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;

4) развитие внимания, памяти; запоминание 3—4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности «слоговых рядов (по-по; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоми­нание в заданной последовательности 3—4 слов различного и сход­ного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).

Букварный период обучения

Индивидуальные занятия

1. Формирование навыков правильного произношения и разли­чения звуков. Развитие историки артикуляционного аппарата, выработка дви­жений, необходимых для правильного произнесений звуков [л], |ш], [р], [р'], [ж]. Коррекция звуков [л], [ш], [р], [р'], [ц], [ч], [щ]. Первоначальное закрепление поставленных звуков (в составе слогов, предложений, текстов).

2. Преодоление затруднений, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем мате­риале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла;

с оппозиционными; авуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо... , ШО-шо-со-шо-со... ( шта-шта... , тша-тша... и т. п.; воспроизведение слоговых рядов с различным ударением.

Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозицион­ных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырех­сложных, употребление заученных слов в составе предложений. Текстов.

3. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, связанных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом.

4. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в фор­мировании грамматического строя речи.

Фронтальные занятия (36ч)

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

1) Развитие моторики артикуляционного аппарата.

Закрепление правильного произношения и различения звуков 1], [д], [д'] – 3 часа;

[д] - [д'] – 2 часа;

[т] - [д] – 3 часа;

[г]-[г'] - 2 часа;

[к]-[г] - 3 часа;

[л], [л]-[л'], [ш]- 6 часов;

[с] -[ш] - 3 часа;

[ж], [ш]-[ж], [з]-[ж] - 6часов;

[р], [р'] - 2часа;

[р]-[р'],[л]-[р] - 4часа.

Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.

Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих ([з] от [с], [ж] — [з]; [б] от [п] и т. д.); и выделение из состава доступных по структуре слов звуки, звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один ни стол, другой — под стол, третий — за шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из трёх - четырех сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы) .

II, Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Усвоение произношения слогов различной сложности и сочетаний (смотрите «Индивидуальные занятия»).

Развитие навыка четкого и правильного произношения звуков в словах указанной сложности (см. раздел «Индивидуальные занятия».)

Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слова в двух-трехсложных словах, составление схемы двухсложного слова с обозначением мест ударения. Включение заученных слов в предложения и тексты.

1 класс Индивидуальные занятияОбследование всех учащихся.

Выявление особенностей строения и подвижности артикуляци­онного аппарата: произношения и различения звуков; произношения слов различной слоговой структуры и предложений; внятно­сти, темпа и плавности речи; чтения и письма; словаря, грамма­тического строя речи.

Преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся (в течение года).

Развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков. Коррекция недо­статков произношения звуков у вновь поступивших учащихся и школьников с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (в соответствии с индивидуальными планами и общим планом обучения).

Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произ­ношением слов сложного звуко-слогового состава (со стечением днух-трех согласных, трех-четырехсложных различного слогового состава и т. п.) и предложений.

Преодоление индивидуальных затруднений в анализе и синтезе ,звукового состава речи, устранение дисграфии и дислексии.

Преодоление индивидуальных затруднений в овладении слова­рем и грамматическим строем языка.

Фронтальные занятия (68 ч)

(I вариант)

I. Формирование навыков произношения'звуков и развитие фо­нематического восприятия.

Правильное произношение и различение следующих звуков:

гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] - (2 ч);

твердых согласных не требующих -коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х] – (18 ч); дифференциация звуков [к] —[х] (1 ч);

мягких согласных [м'], [п'], [в'], [к'], [н'], [ф'], [т'] в сочетании с гласными [и], [е] - (2 ч); дифференциация изученных твердых и мягких соглас­ных в сочетаниях типа пы-пи (пыль — пили)- (Зч).

Правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], 16'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'],[ж], [р], [р'] - (11 ч).

Дифференциация звуков [с]—[ш], [з]—[ж], [р]—[л] - (3 ч),

звонких и глухих согласных (6ч).

Правильное произношение звука []'] в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поёт, льют, подъезд) - (10 ч).

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать) - (7ч).

Звук [ц] - (1 ч). Дифференциация [ц] — [т'], [ц]—[с], [ц] — [с'] - (3 ч).

Звук [ч] - (1 ч). Дифференциация [ч] — [т1], [ч] — [с1], [ч] — [ц] - (3 ч).

Звук [щ] - (1ч). Дифференциация [щ] —[с'], [щ] —[ч], [щ]— [ш] - (Зч).

Повторение - (3 ч).

Фронтальные занятия (68 ч)

(II вариант)

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

Правильное произношение и различение следующих звуков:

гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] - (2 ч);

твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], :[ш], [х] - (8 ч); дифференциация звуков [к]—[х] – (1 ч);

дифференциация мягких согласных [м'], [п'], [в'], [к'], [н'], [ф'], [т'] ,в сочетании с гласными [и], [е] - (3 ч).

Правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б1], [ДЬ [д'], [з], [з1], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [ш], [р], [р'] - (16 ч).

Дифференциация звуков [с] — [ш], [з] — [ж], [р]— [л], звон­ких и глухих согласных - (15 ч).