16.Педагогическая мысль и школа в период Великой Франц.Революции 18 века. Проекты Кондорсе и Лепелетье.
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация. В продолжение многих столетий феодалы и духовенство держали народ в темноте и невежестве. Еще в 1790 году 53% мужчин и 73% женщин во Франции были неграмотны. Вопросы школьного строительства на новых основах вызывали всеобщий интерес. На выдвигаемые в этой области проекты и предположения прямое воздействие оказывали идеи французских просветителей(Руссо в особенности)и французских материалистов(Гельвеций,Дидро). Представители прогрессивной тогда буржуазии выдвинули в период 1789—1794 годов ряд передовых идей в области народного образования. Однако они почти не были осуществлены. После контрреволюционного переворота 9термидора(27 июля 1794 г.),когда к власти пришла крупная реакционная буржуазия, утвердилась та система народного образования, которая отвечала ее интересам. Проект Кондорсе. Жан Антуан Кондорсе(1743—1794)был видным философом, экономистом, математиком,физиком,а также одним из руководителей партии жирондистов. Он представил свой проект в организованный Законодательным собранием Комитет общественного образования. Кондорсе провозгласил,что образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам;обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях,равным для молодежи обоего пола;преподавание религии должно быть отменено. Кондорсе предлагал школьную систему:
1)Первичная(начальная)школа с четырехлетним курсом. В нее обязаны поступать все мальчики и девочки без различия сословий и профессии родителей. Эти школы открываются во всех местах с населением в 400 человек. чтение,письмо,элементарные сведения по грамматике и арифметике,начатки геометрии,знакомство с сельским хозяйством и ремеслами,основы общественного строя и морали. 2)Школа второй ступени(вторичная)с трехлетним курсом. В нее поступают оканчивающие первичную школу. Вторичная школа открывается в каждом городе или округе,насчитывающем не менее4000жителей. Программа обучения:математика,естествознание,элементарные сведения по торговле,принципы морали и обществоведение. Каждая школа должна иметь библиотеку и кабинеты с моделями машин,с коллекциями по естествознанию,с набором ремесленных инструментов,приборы для метеорологических наблюдений.
3)Институты—учебные заведения с пятилетним курсом,где завершается среднее образование,профессиональную подготовку для непосредственного участия в жизни. Кондорсе предлагал открыть лишь 110 институтов на всю страну,т.е.этот вид образования оставался фактически недоступным для народа. 4)Лицеи—высшие учебные заведения(одиннадцать на всю Францию)—учреждаются взамен схоластических университетов,являвшихся оплотом феодальной реакции для избранных,для верхушки буржуазного общества.
Кондорсе выдвигал в своем проекте идею единой светской школы,в которой все школьные ступени взаимосвязаны друг с другом административно и программно,ибо институты управляют школами своего департамента,а лицеи—институтами своего округа. Всей же системой учебных заведений должен руководить Национальный институт наук и искусств—административный и исследовательский центр. Проект Кондорсе был в целом прогрессивен, но в ряде его положений отражены не интересы народа, а интересы восходящей буржуазии. Кондорсе ничего не предлагал для решения вопроса о материальном обеспечении учащихся, а в то время малоимущие родители не имели возможности учить детей и содержать их, не включая в трудовую жизнь. Вместо религии был введен курс буржуазной морали, который должен был закрепить основные нормы поведения в новом, буржуазном государстве.
Но в проекте: исключено изучение религии, отстаивается реальная школа, подчеркивается большое значение физико-математических наук, признано равенство мужчин и женщин в области образования. Проект Кондорсе был заслушан в Законодательном собрании, но не был там принят. Его передали в Конвент. 30 мая 1793 года Конвент принял декрет, в основу которого был положен проект Кондорсе. По этому декрету признавалась обязанность государства давать знания, необходимые всем гражданам в пределах начальной школы, но ничего не говорилось о бесплатности и обязательности обучения, о равенстве полов в правах на образование, о светском характере обучения. Начальные школы намечалось открывать в населенных пунктах с числом жителей от 400 до 1500. Таким образом, жирондисты сами отказались от многих прогрессивных идей проекта Кондорсе. Проект Лепелетье. Лепелетье,учитывая слабые стороны проекта Кондорсе,стремился в соответствии с желанием трудящихся сделать образование доступным народу. Луи Мишель Лепелетье(1760—1793)принадлежал к аристократической семье. После смерти Лепелетье составленный им проект был представлен братом в комиссию по подготовке нового закона об образовании,во главе которой стоял вождь якобинцев Робеспьер. выражено желание установить подлинную общедоступность школы и всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается в труде». остро критиковал проект Кондорсе. В этом проекте,указывал Лепелетье,всеобщее начальное образование лишь декларировано,на самом же деле следует обеспечить возможность получить это образование малоимущей части населения. Лепелетье, горячий последователь французских просветителей, отстаивал решающую роль воспитания в деле создания нового человека. предлагал организовать дома национального воспитания, которые содержатся на средства государства,в них получают подготовку все дети:мальчики с5до12лет и девочкис5до11лет. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться от нежелательного влияния среды. «Дома» могут быть размещены в конфискованных дворянских замках и зданиях монастырей. Одним из источников для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налог, тогда «дети бедных будут воспитываться за счет богатых». Кроме того, производительный труд самих детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов». физическое воспитание детей гимнастическими упражнениями,физический труд на полях и в специальных мастерских. Обслуживающего персонала в «домах» не должно быть:делать все будут сами дети. Работа закаляет тело,укрепляет мышцы и воспитывает«благоприятную привычку к труду». умственного образования:письмо,счет,элементы геометрии, мораль,общественное устройство(изучение«Декларации прав человека и гражданина»),рассказы из истории свободных народов и французской революции,основы сельского хозяйства и домоводства. мелкобуржуазной утопией. Лепелетье рассчитывал, что организация «домов национального воспитания» осуществит «революцию, кроткую и мирную», исправит пороки общественного неравенства путем воспитания бедноты на средства богачей, что было утопичным. И в то же время проект Лепелетье намечал пути решительной демократизации образования в интересах народа. 13августа1793года проект Лепелетье был принят, однако со следующей поправкой:помещать детей в«дома национального воспитания»не обязательно,наряду с«домами»следует открывать школы и для приходящих детей. Но это решение было отменено в октябре того же года. Не был решен практический вопрос о развертывании сети начальных школ.
- 8. Гуманистич.Хар-ер воспитания эпохи возрождения ( Де Фельтре, Рабле, Монтень, Мор)
- 10. Педагогическиая система Коменского. Знач.Идей для современ. Школы и педагогики.
- 11. Пед.Теория Дж. Локка
- 13. Педагог.Терия ж-ж. Руссо.
- 14. Пед.Взгляды французских материалистов 18 в. ( Гельвицкий, Дидро)
- 9. Возрождение и развитие образования в московской руси (14-17 в)
- 4)Зар-ие пед теории в древн.Греции(демокрит сократ аристотель платон)
- 5.Древний рим византия.Квинтилиан
- 6.Феодальное об-во.5-14 века.Учеб-ые заведения средневоковья
- 41. Педагогическая система к. Д. Ущинского
- Педагогическая система к. Д. Ушинского
- 39 К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. 42Учитель и его подготовка.
- Педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- Зарубежные педагогические теории конца 19 – начала 20 вв.
- 29 Развитие системы образования в России начале 20 века
- 30 Становление коммунистической системы воспитания и образования в Росси после Октябрьской революции 1917-20
- 31 Педагогические поиски и экспериментирование в школах ссср в 1921-30гг
- 33 Создание единообразной централизованной системы образования в ссср 1931-41гг
- 32 Педагогическая система а.С. Макаренко. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика
- 34 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг
- 35 Советская школа и педагогика в 1945-64гг
- 15.Просвещенный абсолютизм в России во 2й пол.18в. Пед.Взгляды и деят-ть ии Бецкого,фи Янковича,ни Новикова.
- 16.Педагогическая мысль и школа в период Великой Франц.Революции 18 века. Проекты Кондорсе и Лепелетье.
- 17.Гумманистическая педагогическая система иг Песталоцци.
- 18.Школа в России в 1й пол.19века. Создание гос-й системы образования.
- Пореформенные изменения системы образования в России (2я половина 19 века)
- 19.Педагогическая теория Гербарта;ее влияние на развитие образования в Западной Европе и России.
- 20.Пед.Деят-ть и взгляды а.Дистервега
- 38.Тенденции развития образования в современном мире и в России.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической педагогики.
- 36.Советская школа и педагогика в сер.60-х-нач90-х гг.