18.Школа в России в 1й пол.19века. Создание гос-й системы образования.
Отмена крепостного права, отеч. Война, восстание декабристов. Реформы Александра 1. 19 век связан с развитием промышленности,России требуется новый человек. Александр 1 организовал ведомство- министерство народного просвещения 1802 г. Координирует все образование. 1803 г – реформа образования. Александр 1 хочет подеить Россию на 6 учебных округов,с попечителем во главе. Универ- главное учебное заведение, статус не только образовательного учреждения, но и статус административного центра, координированного. Типы учебных заведений:1)уровень начального образования-приходские училища- первый год обучения. Основная цель–подготовка к поступлению в уездные училища,религиозное и элементарное начальное обучение. Содержится на деньги местной власти. Предметы:закон божий,чтение. 9часов в неделю учились. Учителя священники. 2)уездные училища-2года, углубленное образование15предметов. 2 учителя+1н учитель преподающий рисование. Светские педагоги,28часов в неделю. 3) Губернское училище или гимназия.–4года. Цели:подготовка к универу. Циклы предметов: гуманитарные(латинский,немецкий,французский,история,философия,география),изящные науки(словестность,теория поэзии,эстетика),математические(алгебра,геометрия,тригонометрия),естественные науки(естествознание,физика),практический цикл(теория коммерции,технология-труд),рисование.4)университет-юридический,медицинский,филосовский. Большие права,автономия-универ управляется выборным советом,должности деканов и ректоров выборнее из сотстава коллектива. Универы имели право создавать научное общество, издавать литературу. Цель-подготовка чиновников к государственной службе. Принципы: приемственность,бесплатность,доступность(формальные,нереальные). Плата увеличилась за обучение.5)закрытые элитарные уч зав- наиболее одаренные дети из всех сословий. 1808г. –Сперанский готовит проект,1810г царскосельский лицей,открытие 1811г.-начало деятельности,эт о высшее учебное заведение. Мальчики 10-12лет,6-7лет. Мальчики из знаменитых дворянских семей, здоровье,ум,нравственность.Пушкин,Пущин,Дельвик,Горчаков.До 1843г-286человек подготовлено, деятельность успешна. Принципы: индивидуальный подход, равенство всех над всеми, сотрудничество педагогов и учащихся 7-8часов в день, гуманитарный характер образования но читается курс физико-математических наук. Ришельевский лицей в Одессе.1803г–ярославское училище юридических наук или Демидовский лицей. Высшее учебное заведение, частное учебное заведение на деньги Демидова. 1811г –отход от либеральных реформ, положение устава универа ограничивается. Новшества:из курса гимназии исключаются дисциплины, которые изучаются в универе; вводится закон божий,уисиливается преподавание языков классических,исключаются практические науки. 1812г –отечественная война. 1817г новое министерсво-духовных дел,и народного просвещения(религия+школа). Ревизия универов- универ Казанский закрывают,за остальными 5 устанавливают надзор. Универы лишаются автономии, запрещается организовать кружки, студентам запрещают читать литературу за рамками программы,обыски. Дети крестьян не могли поступать в гимназию- 30е годы 1819г-плата за обучение в среденей школе. В начальных школах усиливается религиозное воспитание. Обязательный предмет-чтение священного писания. Из курса гимназии исключаются физико-математические науки,философия,эстетика. Время реакционных настроений. 1821г-тайное общество декабристов,вопросы просвещения:1)они приписывали Просвещению решающее значение,2)образование для народа требуют,3) патриотическое и народное образование,русский язык главный предмет,4)против надзора в образовании,против телесных наказаний. Белл-ланкастерская система обучения-взаимное обучение. Достоинство- массовость,недостаток-качество. 1825г- Император Николай 1(1825-55г). 1826г- комиссия по устройству учебных заведений.основной результат-об основании новой реформы;вера,закон,нравственность,обязанности.1828г-новый устав универа: уничтожается приемственность учебных заведений. Пропаганда- каждому сословию свое образование, возвращение телесных наказаний(битьё розгой).1835г-устав,деятельность по ограничению прав универов:запрещается создавать научные общества,полицейский надзор за студентами-единая форма для всех студентов,пенсия для преподов,женам вдовам пожизненное содержание. Реформы гимназии: 40% учебного времени- изучение классических языков, плата за обучение,телесные наказания.3типа гимназий:1) древние языки, не изучалась литература, а изучались церковные тексты, 2)естествознание,физика с теологическим толкованием,3)законоведение,не изучалась юрид.теория.
- 8. Гуманистич.Хар-ер воспитания эпохи возрождения ( Де Фельтре, Рабле, Монтень, Мор)
- 10. Педагогическиая система Коменского. Знач.Идей для современ. Школы и педагогики.
- 11. Пед.Теория Дж. Локка
- 13. Педагог.Терия ж-ж. Руссо.
- 14. Пед.Взгляды французских материалистов 18 в. ( Гельвицкий, Дидро)
- 9. Возрождение и развитие образования в московской руси (14-17 в)
- 4)Зар-ие пед теории в древн.Греции(демокрит сократ аристотель платон)
- 5.Древний рим византия.Квинтилиан
- 6.Феодальное об-во.5-14 века.Учеб-ые заведения средневоковья
- 41. Педагогическая система к. Д. Ущинского
- Педагогическая система к. Д. Ушинского
- 39 К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. 42Учитель и его подготовка.
- Педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- Зарубежные педагогические теории конца 19 – начала 20 вв.
- 29 Развитие системы образования в России начале 20 века
- 30 Становление коммунистической системы воспитания и образования в Росси после Октябрьской революции 1917-20
- 31 Педагогические поиски и экспериментирование в школах ссср в 1921-30гг
- 33 Создание единообразной централизованной системы образования в ссср 1931-41гг
- 32 Педагогическая система а.С. Макаренко. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика
- 34 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг
- 35 Советская школа и педагогика в 1945-64гг
- 15.Просвещенный абсолютизм в России во 2й пол.18в. Пед.Взгляды и деят-ть ии Бецкого,фи Янковича,ни Новикова.
- 16.Педагогическая мысль и школа в период Великой Франц.Революции 18 века. Проекты Кондорсе и Лепелетье.
- 17.Гумманистическая педагогическая система иг Песталоцци.
- 18.Школа в России в 1й пол.19века. Создание гос-й системы образования.
- Пореформенные изменения системы образования в России (2я половина 19 века)
- 19.Педагогическая теория Гербарта;ее влияние на развитие образования в Западной Европе и России.
- 20.Пед.Деят-ть и взгляды а.Дистервега
- 38.Тенденции развития образования в современном мире и в России.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической педагогики.
- 36.Советская школа и педагогика в сер.60-х-нач90-х гг.