logo
shpory-1533

21. Зарождение и развитие идей коммунистической педагогики.

Зарождение социалистической педагогической мысли связывается с именами ранних социалистов-утопистов — англичанина Томаса Мора(1478—1535)и итальянца Томмазо Кампанеллы(1568—1639). Томас Мор,предложивший идею утопического общества, построенного на социалистических началах,развил и обосновал идею демократического воспитания,осуществляемого самим государством,которое должно готовить всех детей к труду на благо общества и устранять противоположность между умственным и физическим трудом. Пример организации воспитания в другой фантастической республике,построенной на принципах равенства и братства,дан Т.Кампанеллой в его книге«Город солнца».Работы Т. Мора и Т. Кампанеллы знаменовали собой зарождение социалистической педагогической мысли,позже получившей дальнейшее развитие в трудах социалистов-утопистов Сен-Симона(1760—1825), Шарля Фурье(1772—1837),Роберта Оуэна(1771 — 1858). Утопичность их проектов заключалась в том,что они считали,что изменение общества возможно с помощью воспитания,организованного на началах равенства и справедливости,что они не видели необходимости в революционном преобразовании общества. Подлинное же научное объяснение основных педагогических явлений,установление их закономерностей и формирование основ новой,марксистской педагогики стало возможным лишь с появлением теории научного коммунизма—марксизма. К.Маркс(1818—1883)и Ф.Энгельс(1820—1895),проанализировав все виды антагонистических противоречий и форм эксплуатации,доказали необходимость революционной борьбы за другую форму общественных отношений—коммунизм,являющийся целью и результатом дальнейшего развития производительных сил общества. Они с научных позиций определили задачи борьбы пролетариата за новое общество, показав также, что только революция сможет привести к развитию коммунистического сознания и массовому изменению людей. К. Маркс и Ф. Энгельс,установили закономерную связь между воспитанием и развитием производительных сил общества,доказали,что в классовом обществе воспитание является классовым,выражающим интересы правящего класса. образование должно быть организовано таким образом,чтобы осуществлялось всеобщее одинаковое для всех обучение на государственный счет,которое должно начинаться с того момента, когда дети могут обходиться без материнского ухода,вплоть до того возраста,когда человек способен выступить как самостоятельный член общества. основным содержанием и идеалом коммунистического воспитания должно быть всестороннее развитие человека. каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей,общество,организованное на коммунистических началах,даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности. Эти и многие другие положения классиков марксизма о воспитании и образовании послужили основой для разработки подлинно марксистской педагогики,сформулировавшей принципы воспитания и обучения при переходе от капитализма к коммунизму после свершения пролетарской революции. Дальнейшее развитие и разработка марксистских идей в области общественного развития и воспитания принадлежит В.И.Ленину(1870—1924)-работу по ликвидации неграмотности и вовлечению в школу всех детей,приобщение к образованию и культуре широчайших масс трудящихся. Ленин всегда связывал задачи развития просвещения с решением задач экономического и хозяйственного строительства. для развития просвещения и распространения культуры нужна известная материальная база,обученные грамотные работники,овладевшие специальностью и получившие квалификацию,будут способствовать дальнейшему укреплению экономического базиса,развитию науки,техники и культуры. Особое значение для развития советской школы и педагогики в условиях борьбы с буржуазными идеологическими концепциями имели положения Ленина о связи школы с политикой и о необходимости превращения школы в орудие коммунистического преобразования общества. построения системы народного образования в нашей стране,для создания единой,трудовой,политехнической школы и послужили научным фундаментом для дальнейшего развития марксистской педагогики. Н.К.Крупская(1869—1939),принимавшая активное участие вместе с первым наркомом просвещения А.В.Луначарским(1875—1933)в разработке основных принципов единой,трудовой,политехнической школы,создании первых программно-методических документов,которые определяли общую направленность и содержание работы в новой школе и соотношение различных ступеней обучения, общего и профессионального образования. Значительную роль в развитии советской педагогики и решении практических задач воспитания сыграл крупнейший советский педагог А.С.Макаренко(1888—1939),педагогическая деятельность которого приходится на 30—40-е гг. Большой вклад в развитие педагогической науки внес видный советский педагог В. А. Сухомлинский (1918—1970). Становление и развитие советской педагогической науки проходило и проходит под непосредственным руководством Коммунистической партии Советского Союза,которая ставит перед педагогической наукой задачи,отражающие объективные потребности развивающегося общества,направляет ее исследования на решение наиболее актуальных проблем и вопросов,связанных с развитием и совершенствованием системы народного образования в интересах всего народа. все основные достижения советской школы на этапе развитого социализма, право и возможность советских людей на получение образования и всестороннее развитие получили отражение в Конституции СССР, принятой в 1977 г. Советская педагогика представляет собой новый, качественно более высокий этап развития марксистской педагогики,разрабатываемой в условиях победы пролетарской революции и строительства социализма,когда стали реально осуществимы идеалы коммунистического воспитания,отражающие требования пролетариата в области народного образования.