10. Педагогическиая система Коменского. Знач.Идей для современ. Школы и педагогики.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670) – рордился в Моравии в чешских братиях (протест.община) Члены жили как одна больш.семья. Братские школы, где появ.элементы коллект.обучения; община помогла ему с деньгами и отправила в универститет. Путешеств.по Европе, вернулся в общину и работ.там свящ.и учителем. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ: выдвигал идеи демократизма. Школа должна быть всеобщей, обязательной, обучение на родном языке. Идеи гуманизма: человек прекрасное и соверш.сущ-во, до всего может дойти сам. Идеи сенсуализма: восприятие-> переработка -> практика. Идея переплетения религиозных и материалистич.воззрений. Подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание) 2) упревление собой (нравственное воспитание) 3) стремление к богу (религиозное). ПЕДАГОГ.СИСТЕМА: основоположник идеи природосообразности. Впервые принцип появ.в Др.Греции и выдвинут Демокритом. Счит.принцип природосообр.: подчинение законам природы, т.к. чел.есть часть природы. Всю организ.школы нужно заимствовать из природы. 1) от рождения до 6 лет – детство (весна) – материнская школа (лоно матери) – развитие органов чувств(слух, моторика), физич.воспит.; запас представл.об окруж.мире, приучение к хозяйству, религ.воспит-ю. 2) от 6 до 12 лет – отрочество (лето) – школа родного языка – чтение и письмо, елемантарные знания, в центре – изуч.родного языка. 3) от 12 до 18 – юность (осень) – средняя латинск.школа, гимназия – эстетика, история, богословия – «7 искуств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометр., астроном., музыка) 4) от 18 до 24 – возмужание (зима) – универ, академия – профессия. Достоинство: переемственность ступеней; усложнение содежания Недостатки: искусственная привязка к временам года. КЛАССНО-УРОЧНА СИС-А ОБРАЗ.: сторонник школьного образвания 1) образ.необход.начин.с утра (для млад.продолж – не больше 4 часов, для старш.: 6-8 ч.) 2) поступл. Вместе, совместный переход и оконч.образования (неизменный набор учеников). 3) основн.дидакт.един.- урок. (работа над одним предметом по плану) 4) введение комбинат.урока для мл.кл.- развит.активности. 5) дисципоина 6) своя классная комната у каждого класса 7) экзамен с приглашением ревизора. (дост: массовость; недост: нет индивид.подхода) ТРЕБОВ.К ОРГАНИЗ. ПЕД.ПРОЦЕССА: 1) успешность обучения (от прост.к сложн) 2) легкость обуч. (начин.как можно раньше, связь с жизнью) 3) основательность образ-я (вся знания связ.с новыми) 4) быстрота обр. (кратнко, основат., ясно, с классом работ.1 учит). ДАДАКТИКА КОМЕНСКОГО: 1) принцип наглядности (золотое правило) – вещам учить раньше, чем словам; исп.при созд.учебн.) 2) принцип сознательности 3) принц.систематичности 4) п.доступности 5) п.последовательности 6) п.активности (физ.воспит: умерен.образ жизни, чередов. труд-отдых) 7) нравств.воспит.: христ.-этич.позиция. 4ре добродеят: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Достиж.их при помощи примера учителя, родителя. Твёрдая дисциплина – залог хорош.организации. Телесн.наказ.- в редких случаях. КАЧ-ВА УЧИТ.: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам. Идеи К. стали использ.только в 19 в. Работы: Великая дидактика; Мир чувствен.вещей в картинках; Материнская школа.
- 8. Гуманистич.Хар-ер воспитания эпохи возрождения ( Де Фельтре, Рабле, Монтень, Мор)
- 10. Педагогическиая система Коменского. Знач.Идей для современ. Школы и педагогики.
- 11. Пед.Теория Дж. Локка
- 13. Педагог.Терия ж-ж. Руссо.
- 14. Пед.Взгляды французских материалистов 18 в. ( Гельвицкий, Дидро)
- 9. Возрождение и развитие образования в московской руси (14-17 в)
- 4)Зар-ие пед теории в древн.Греции(демокрит сократ аристотель платон)
- 5.Древний рим византия.Квинтилиан
- 6.Феодальное об-во.5-14 века.Учеб-ые заведения средневоковья
- 41. Педагогическая система к. Д. Ущинского
- Педагогическая система к. Д. Ушинского
- 39 К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. 42Учитель и его подготовка.
- Педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- Зарубежные педагогические теории конца 19 – начала 20 вв.
- 29 Развитие системы образования в России начале 20 века
- 30 Становление коммунистической системы воспитания и образования в Росси после Октябрьской революции 1917-20
- 31 Педагогические поиски и экспериментирование в школах ссср в 1921-30гг
- 33 Создание единообразной централизованной системы образования в ссср 1931-41гг
- 32 Педагогическая система а.С. Макаренко. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика
- 34 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг
- 35 Советская школа и педагогика в 1945-64гг
- 15.Просвещенный абсолютизм в России во 2й пол.18в. Пед.Взгляды и деят-ть ии Бецкого,фи Янковича,ни Новикова.
- 16.Педагогическая мысль и школа в период Великой Франц.Революции 18 века. Проекты Кондорсе и Лепелетье.
- 17.Гумманистическая педагогическая система иг Песталоцци.
- 18.Школа в России в 1й пол.19века. Создание гос-й системы образования.
- Пореформенные изменения системы образования в России (2я половина 19 века)
- 19.Педагогическая теория Гербарта;ее влияние на развитие образования в Западной Европе и России.
- 20.Пед.Деят-ть и взгляды а.Дистервега
- 38.Тенденции развития образования в современном мире и в России.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической педагогики.
- 36.Советская школа и педагогика в сер.60-х-нач90-х гг.