33 Создание единообразной централизованной системы образования в ссср 1931-41гг
По всему Советскому Союзу развернулась энергичная работа по введению всеобщего обязательного начального обучения. В этой работе большое участие приняли Введение всеобщего обязательного обучения было осуществлено в кратчайшие исторические сроки. Задачи: завершение ликвидации неграмотности среди населения Союза, ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведения всеобщего обязательного начального обучения, но и осуществления всеобщего обязательного политехнического обучения в объеме семилетки. В 1931 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе» Вскоре были утверждены новые учебные планы, построенные на основе предметного преподавания, составлены и во втором полугодии 1931/32 учебного года введены в действие новые программы по основным учебным предметам. В новых учебных планах наибольшее число часов отводилось на русский и родной языки и математику. Возвращение классно-урочной системы: основной организационной формой учебной работы является урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием: при обучении должны применяться систематическое изложение учителем учебного материала, самостоятельная работа учащихся над книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, лабораторные работы, демонстрация опытов и приборов, экскурсии. Для каждого пионера делом чести должно стать добросовестное, точное выполнение учебных заданий, общественно полезной работы и правил внутреннего распорядка школы Стали открываться и расширять свою работу Дворцы и Дома пионеров, детские туристские станции и базы, станции юных натуралистов и юных техников, клубы, кино и театры. Возникли первые детские железные дороги. Оживилась работа детских библиотек. В феврале 1933 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» ЦК ВКП(б) предложил создать новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет. 15 мая 1934 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления: «О преподавании гражданской истории в школах» и «О преподавании географии в начальной и средней школе» Для проведения занятий за каждым классом (они тогда назывались группами) была закреплена определенная классная комната. Основной организационной формой учебных занятий стал урок, который имел определённую цель, отличался законченностью. Большое место на уроках занимало систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах - школьной лекции. Большое внимание стало уделяться обучению учащихся правильной устной и письменной речи. Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были учреждены должности групповодов (с 1934 года - классных руководителей). Весной 1933 года во всех школах были впервые проведены проверочные переводные испытания, и с того года они вошли в распорядок школьной жизни. Но учебно-воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний
характер: не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937 году отменено, школьные мастерские оказались ликвидированными и накопленный опыт советской школы по трудовому воспитанию не использовался. Улучшению учебно-воспитательной работы советской школы препятствовали педологи, пытавшиеся присвоить себе монополию на изучение детей, на решение вопроса о приеме детей в школы, о профориентации и других важных проблемах школьной жизни. ЦК ВКП(б) в постановлении от 4 июля 1936 года «О педологических, извращениях в системе Наркомпросов» разоблачил педологию и вредную деятельность педологов, указал, что они базируются на лженаучных, антимарксистских положениях. Осудив педологические извращения, ЦК ВКП(б) в своем постановлении потребовал «восстановить полностью в правах педагогику и педагогов» С введением всеобщего обязательного начального обучения сильно возросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), подготовляющих учителей начальных школ. В связи с ростом сети семилетних и средних школ в 1933 году были учреждены двухгодичные учительские институты для подготовки учителей V-VII классов. Большой размах получило заочное педагогическое образование, организованное для учителей, работающих в школах-заочные отделения педтехникумов, учительских и педагогических институтов. 9 апреля 1935 года было принято постановление « О повышении зарплаты учителям и другим школьным работникам», по которому разным категориям учителей заработная плата была увеличена в полтора-два раза. В 1936 году была проведена аттестация учителей -присвоение им особыми аттестационными комиссиями персональных пожизненных званий учителя начальной или средней школы в зависимости от полученного образования и пригодности к педагогической работе. Принятый на XVIII съезде третий пятилетний план развития народного хозяйства в СССР (1938-1942) наметил грандиозную программу культурного строительства. Съезд вынес решение перейти к осуществлению среднего образования в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях и национальных республиках Показателем роста советской педагогической науки явилось издание новых учебников и пособий по педагогике. Большую роль в развитии педагогической науки стал играть теоретический журнал «Советская педагогика», издающийся с 1937 года. В 30-е годы расширяются научные исследования пo вопросам дидактики и теории воспитания.
- 8. Гуманистич.Хар-ер воспитания эпохи возрождения ( Де Фельтре, Рабле, Монтень, Мор)
- 10. Педагогическиая система Коменского. Знач.Идей для современ. Школы и педагогики.
- 11. Пед.Теория Дж. Локка
- 13. Педагог.Терия ж-ж. Руссо.
- 14. Пед.Взгляды французских материалистов 18 в. ( Гельвицкий, Дидро)
- 9. Возрождение и развитие образования в московской руси (14-17 в)
- 4)Зар-ие пед теории в древн.Греции(демокрит сократ аристотель платон)
- 5.Древний рим византия.Квинтилиан
- 6.Феодальное об-во.5-14 века.Учеб-ые заведения средневоковья
- 41. Педагогическая система к. Д. Ущинского
- Педагогическая система к. Д. Ушинского
- 39 К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. 42Учитель и его подготовка.
- Педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- Зарубежные педагогические теории конца 19 – начала 20 вв.
- 29 Развитие системы образования в России начале 20 века
- 30 Становление коммунистической системы воспитания и образования в Росси после Октябрьской революции 1917-20
- 31 Педагогические поиски и экспериментирование в школах ссср в 1921-30гг
- 33 Создание единообразной централизованной системы образования в ссср 1931-41гг
- 32 Педагогическая система а.С. Макаренко. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика
- 34 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг
- 35 Советская школа и педагогика в 1945-64гг
- 15.Просвещенный абсолютизм в России во 2й пол.18в. Пед.Взгляды и деят-ть ии Бецкого,фи Янковича,ни Новикова.
- 16.Педагогическая мысль и школа в период Великой Франц.Революции 18 века. Проекты Кондорсе и Лепелетье.
- 17.Гумманистическая педагогическая система иг Песталоцци.
- 18.Школа в России в 1й пол.19века. Создание гос-й системы образования.
- Пореформенные изменения системы образования в России (2я половина 19 века)
- 19.Педагогическая теория Гербарта;ее влияние на развитие образования в Западной Европе и России.
- 20.Пед.Деят-ть и взгляды а.Дистервега
- 38.Тенденции развития образования в современном мире и в России.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической педагогики.
- 36.Советская школа и педагогика в сер.60-х-нач90-х гг.