II. Пояснительная записка.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Федеральными государственными требованиями одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Программа «Мы вместе!» разработана на основе инновационных технологий С.В.Чирковой, Л.Е. Осиповой, Н.М. Метеновой, Т.Н.Зениной, С.Ю.Прохоровой.
Ведущая педагогическая идея программы – через нетрадиционные формы работы с родителями, актуализировать деятельность родителей, повысить их педагогическую компетентность, совершенствовать их собственные педагогические возможности, которые помогут им в развитии и воспитании личности ребенка.
В ходе работы с родителями были выявлены следующие противоречия:
-между многообразием информации и низкой педагогической культурой родителей;
-между желанием видеть своих детей развитыми, воспитанными и занятостью, загруженностью родителей.
Для решения возникших противоречий Программой решаются следующие задачи:
-раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
-организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
-поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
-развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.
Программа отражает опыт работы педагога с родителями детей раннего возраста и до выпуска в школу.
Программа «Мы вместе!» предназначена для воспитателей, работающих в ДОУ, которые готовы согласованно, координировано объединять усилия ДОУ и семьи в создании условий для развития личности ребенка, что является главной целью программы.
Содержание программы основывается на системе работы с родителями. Взаимодействие родителей и педагогов не возникнет само, это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Программа предусматривает использование в работе с родителями:
1)Оказание разовой помощи. 2) Способности родителей время от времени используются при проведении занятий. 3) Родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе. 4) Родители помогают определять основные направления работы в группе. 5) Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1)Формирование мотивационно - ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе);
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.);
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод:
Детский сад обязан содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности воспитанника, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители воспитанников.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями группы в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
Правила работы:
- к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
- общение с родителями воспитанника должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей воспитанников должно быть тактичным и объективным;
- изучение семей воспитанников должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Ожидаемый результат.
1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей и детей в
мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единого
образовательного пространства.
2. Развитие творческого потенциала участников образовательного
процесса
3. Повышение личной профессиональной компетентности.
Из данного опыта работы с родителями могут быть использованы сценарии родительских собраний, отдельные темы, игры, опросники, а также программа в целом.
В Программе «Мы вместе!» раскрыт новый тип взаимодействия детского сада и семьи в решении общих задач периода «Детства»
- I. Паспорт программы
- II. Пояснительная записка.
- III. Аналитическая записка.
- IV. Основные направления взаимодействия с семьей.
- V. Основные принципы организации работы с родителями.
- VI. Основа реализации программы.
- 6.1. Организация взаимодействия семьи и доу.
- 6.2. Дифференцированный подход к работе с родителями.
- 6.3. Деятельность воспитателя в работе с родителями.
- 6.4. Формы и методы
- VII. Мониторинг оценки результатов включает следующие критерии:
- VIII. Реализация программы.
- План работы с родителями на второй учебный год.
- Мероприятия по реализации программы