logo
Спец психология учебник

Психологические проблемы диагностики развития детей.

Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика не только является желательным, но совершенно необходимо и осуществляется постоянно представляя собой повседневный факт. Однако, особое значение следует уделять первичной диагностике, так как именно при ней определяется тип развития ребенка, степень его отставания от нормы, особенности его личностного развития.

Но, пожалуй, именно в этом звене – диагностическом отборе, обнаруживаются существенные недостатки.

Чтобы правильно оценить современное состояние, положительные стороны и недостатки, необходимо рассмотреть диагностику в трех планах: теоретическом, методическом и практическом.

Рассмотрение в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической концепции, лежащей в основе психологической диагностики нарушений развития, тех методологических установок, основываясь на которые можно создавать или подбирать методики – инструменты диагностической работы, а так же тех отправных положений, которые определяют практическое применение методик, обработку и оценку результатов.

Рассмотрение в методическом плане, связано с установлением характера методик, их соответствия исходным теоретическим положениям, диагностическим критериям, валидности и надежности этих методик, с выяснением принципа анализа фактических данных, и способов их обработки и оценки результатов, с выявлением соотношения качественных и количественных показателей, «устойчивости» методик по отношению к индивидуальным особенностям, с оценкой практического удобства применения принятых к использованию методик.

При рассмотрении в практическом плане прежде всего выясняются результативность, успешность диагностики, «качественные» возможности методики: какого характера отклонения в развитии они выявляют и насколько эффективно данные, полученные при применении этих методик, позволяют отдифференцировать одни нарушения в развитии от других. Существенными вопросами практического применения психологических диагностических методик являются: удобство пользования ими, их доступность и понятность для проводящего обследование, простота и портативность, удобство обработки данных.

Несмотря на то, что в последнее время на специалистов, занимающихся с проблемными детьми, хлынул поток многообразных диагностических методик, зачастую в них отсутствует унификация подходов к осуществлению диагностики и интерпретации полученных результатов, что затрудняет определение психолого-педагогического прогноза и проведение реабилитационных мероприятий.

Комплексный подход как один из основных принципов диагностики аномального развития означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития.

При этом подход к диагностике должен быть не только комплексным, но и системным. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л.С. Выготский. Однако, его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется этот подход далеко не всегда.

Целостный системный подход в процессе психологической диагностики предполагает прежде всего обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений развития, и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии, то есть того, что Л.С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов – первичных, вторичных и их соотношения. Для осуществления такого анализа необходима не только четкая постановка задач исследования развития.

ДИАГНОСТИКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Одной из важных практических задач специальной психологии является выявление детей с нарушениями в развитии, их дифференциальная диагностика, разработка соответствующих психодиагностических методик. При этом, определены принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с нарушениями в развитии.

Основным является принцип комплексного изучения ребенка, который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и т.д. Психологическое обследование сопровождается анализом состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, состояния нервной системы ребенка. Психодиагностическое обследование является важной частью общей диагностической системы. В обследовании ребенка кроме психолога принимают участие врачи (психоневролог, отларинголог, офтальмолог и др), педагоги (логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, дефектолог и др.).