Лица с нарушениями слуха.
Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление. При нарушении слухового анализатора, в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т.д. порядка все более искажают и обделяют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.
Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают, что число детей с отсутствием или понижением органов слуха постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нарушениями слуха в группе населения после пятидесяти лет. Проведенные массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения имеет нарушение слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двухстороннюю значительно выраженную тугоухость и воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а до 4% страдают выраженной односторонней тугоухостью.
В системе образования увеличивается количество детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.), и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее серьезно отражаются на слухе эти заболевания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.
При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при детских инфекциях слуховая инфекция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.
К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слуховогоанализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно понимания того, что человек слышит.
Специалисты обращают внимание на выраженную зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органов слуха занимает неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование наушников).
Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся так же дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако, процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушения слуха.
- Основные понятия и проблемы специальной психологии.
- Психологические проблемы диагностики развития детей.
- Понятие психологической коррекции.
- Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
- Лица с нарушениями слуха.
- Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
- Степень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены рядом причин:
- Дети с нарушениями зрения.
- Дети с нарушениями интеллекта.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с детским церебральным параличом.
- Особенности развития детей с церебральным параличом, в первые два года жизни.
- Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.
- Ранний детский аутизм.
- Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения.
- Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.