Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.
Когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии, родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи.
В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители, не замечают прогресса в развитии малыша и целесообразности занятий, относятся весьма пессимистично. Другие, завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко, они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолеть.
Педагогам, работающим с семьями детей-инвалидов, необходимо помнить о постоянных стрессовых ситуациях, которые испытывают такие семьи. Это и уменьшение бюджета, поскольку один из родителей вынужден оставить работу, и нарушение в связи с этим социальных, общественных связей, и отсутствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, и другие трудности, с которыми ежедневно сталкиваются родители.
Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями, довольно часто распадаются. Мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, любит его таким, какой он есть, просто за то, что он есть. Отец, прежде всего, смотрит в будущее. Его больше заботит, каким вырастет его ребенок. И, если он не видит никаких перспектив, а усилия жены к тому же целиком направлены на ребенка, то дальнейшее начинает ему видеться совершенно беспросветным, и он покидает семью.
Известно, что возможности глубоко отсталого ребенка крайне невелики, его продвижение, по крайней мере, на первых этапах обучения, практически не заметно. Представьте себе мать, которая идет к специалисту за помощью, а уходит с чувством полной безнадежности.
Необходимо показать матери пусть самые незначительные, едва заметные, успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности.
При этом, необходимо подчеркнуть, что заниматься с ребенком должны оба родителя. Если ответственность за воспитание переносится на одного из них, то к нему бывают обращены и все претензии, следствием чего могут стать неурядицы в семье. В тех случаях, когда ответственными чувствуют себя оба родителя, они сотрудничают и помогают друг другу.
С родителями необходимо вести беседы на такие темы как: «Как справиться с аффектом», «Вы и ребенок в гостях» и т.д.
Групповые занятия сближают родителей между собой, возникают дружеские отношения. В ходе подобных встреч обсуждаются проблемы воспитания и обучения, возможности проведения семейного досуга, отпуска и т.д.
Первое правило, которое должен соблюдать каждый специалист – не оскорблять родительских чувств. Некоторым кажется, что, делая родителям замечания, они повышают чувство ответственности родителей за детей. Это непростительная ошибка. Следствие такого подхода – чувство отчаяния и недоверия, нежелание встречаться с таким специалистом. Положительных результатов легче добиться в том случае, когда разговор с родителями начинается с положительных результатов проводимой работы.
Работа, систематически проводимая с родителями, приносит положительные результаты.
- Основные понятия и проблемы специальной психологии.
- Психологические проблемы диагностики развития детей.
- Понятие психологической коррекции.
- Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
- Лица с нарушениями слуха.
- Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
- Степень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены рядом причин:
- Дети с нарушениями зрения.
- Дети с нарушениями интеллекта.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с детским церебральным параличом.
- Особенности развития детей с церебральным параличом, в первые два года жизни.
- Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.
- Ранний детский аутизм.
- Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения.
- Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.