Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.
В качестве синонимов термина «сложное нарушение» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время – «сложная структура нарушения».
В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три группы:
-
входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).
-
имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об осложненном дефекте.
-
дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха, у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
Полагают, что дети со сложными нарушениями развития – это редкая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных практиков, эти дети составляют в среднем 40% контингента специальных образовательных учреждений.
В число первоочередных задач, возникающих перед специалистами, входит задача возможно более ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика – типичное явление в практике работы с такими детьми. Случаи своевременной, достаточно ранней и вполне подготовленной существующими методами исследования диагностики являются скорее исключениями из этого правила, чем общей практикой. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста, а то и позднее.
В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологических методов объективного исследования. Современная наука и техника позволяют достаточно рано, на первом году жизни ребенка, диагностировать наличие сенсорных нарушений при их средней и большой выраженности.
Существенные сложности содержит в себе психологическое исследование в целях ранней диагностики. Значительные трудности возникают при квалификации отклонений в умственном и эмоциональном развитии ребенка и выяснение их причин, кроющихся либо в социально – педагогических условиях (условиях раннего воспитания в семье), либо в биологических предпосылках, связанных со структурой дефекта, либо и в том и в другом.
Важное значение, имеет медико-генетическое исследование, поскольку подавляющее большинство сложных нарушений связано с действием генетических факторов. Принципиально важно, что выявление синдромальных форм позволяет во многих случаях иметь прогноз возможного развития или имеющихся физических и психических функций.
Так, своевременное установление одной из форм синдрома Ушера у глухого ребенка позволяет заблаговременно поставить задачу постепенно подготовить ребенка к будущей потере зрения: обучить его осязательному чтению рельефно-точечных текстов по системе Брайля, полезным приемам перцептивной деятельности в новых для ребенка условиях восприятия, подготовить психологически к новому состоянию зрения и т.д.
- Основные понятия и проблемы специальной психологии.
- Психологические проблемы диагностики развития детей.
- Понятие психологической коррекции.
- Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
- Лица с нарушениями слуха.
- Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
- Степень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены рядом причин:
- Дети с нарушениями зрения.
- Дети с нарушениями интеллекта.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с детским церебральным параличом.
- Особенности развития детей с церебральным параличом, в первые два года жизни.
- Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.
- Ранний детский аутизм.
- Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения.
- Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.