Ранний детский аутизм.
В последние десятилетия в сферу научных интересов и практики включена аномалия психического развития, называемая ранним детским аутизмом. Речь идет о детях с особой патологией нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего – с человеком.
Актуальность этих задач определяется достаточно высокой распространенностью синдрома раннего детского аутизма : 6-10 детей на 10000.
В настоящее время основная клинико - психологическая структура раннего детского аутизма – представляется достаточно ясно.
В период своей наибольшей выраженности (в возрасте от 3 до 5 лет), может быть представлена следующим образом: стойкое сочетание двух видов расстройств:
-
аутизм;
-
стереотипность поведения.
Аутизм – проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или пародоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом.
Прежде всего аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникает тревога и напряженность.
Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто лишены детской пластики, неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, производят впечатление «деревянных». Медлительность сочетается с импульсивностью.
Речевые расстройства: у детей данной категории страдает выразительность речи. Отсутствие местоимения «Я»; речь о себе в третьем лице.
Наибольшее значение в жизни имеют страхи: отдельных лиц, вещей; очень часто боятся шума бытовых приборов; явлений природы (дождь, гроза).
Мнения об интеллектуальном развитии при данном синдроме разноречивы: некоторые ученые считают их интеллектуально сохранными, нередко одаренными. Часто поведение ребенка определяется пристрастием к какой-либо стереотипной интеллектуальной деятельности: составление схем движения. Доказано, что интеллектуальная деятельность больше страдает в заданиях, при выполнении которых необходима социальная компетентность. У 75% обследованных детей с синдромом раннего детского аутизма IQ ниже 51 балла.
В соматическом состоянии детей с синдромом раннего детского аутизма преобладают астенический тип телосложения, хрупкость черт лица, тонкость кистей и стоп. Примерно в 20% случаев имеется отставание в росте; в 50% - недоразвитие сосудистой системы, артериальная гипотония.
Социальная адаптация в норме отмечается лишь у 5%; удовлетворительная у 22%, невозможность существования вне опеки –73% детей.
- Основные понятия и проблемы специальной психологии.
- Психологические проблемы диагностики развития детей.
- Понятие психологической коррекции.
- Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
- Лица с нарушениями слуха.
- Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
- Степень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены рядом причин:
- Дети с нарушениями зрения.
- Дети с нарушениями интеллекта.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с детским церебральным параличом.
- Особенности развития детей с церебральным параличом, в первые два года жизни.
- Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.
- Ранний детский аутизм.
- Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения.
- Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.