Общие положения о выполнении квалификационной работы
Конечным результатом самостоятельной и творческой работы студентов, обучающихся на факультете коррекционной педагогики, подготовки учителей начальных классов, педагогики и методики дошкольного образования является самостоятельное выполнение и защита квалификационной работы по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки.
Выполнение квалификационной работы способствует углублению и обобщению знаний в вопросах теории и практики специальной психологии, специальной педагогики и основ медицины, умению подбирать и дифференцировать диагностические методики всестороннего клинико– физиологического и психолого–педагогического обследования с учетом структуры дефекта детей, участвующих в эксперименте. В ходе исследования вырабатываются умения выделять критерии и параметры оценки состояния физического, психического и психологического здоровья, а также уровня развития возможностей детей с отклонениями в развитии, соответственно делать адекватный вывод по итогам исследования, включающий заключение учителя–логопеда, учителя–дефектолога, психолога, работающего с данной категорией детей.
Целью квалификационной работы является расширение теоретических и практических знаний, их систематизация и закрепление в области специальной психологии, специальной педагогики и предметных методик обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Задачами квалификационной работы являются:
анализ общей и специальной психолого–педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования;
подбор и адаптация методик для проведения всестороннего клинико–физиологического и психолого–педагогического диагностического обследования детей с отклонениями в развитии;
самостоятельное проведение исследования состояния психофизического, интеллектуального и личностного развития детей с отклонениями в развитии в сравнении с их нормально развивающими сверстниками;
обработка полученной информации, ее сопоставление с имеющимися теоретическими положениями;
самостоятельный выбор предложенных ниже вариантов практической работы:
разработка для каждого ребенка индивидуального плана коррекционных мероприятий с учетом состояния здоровья, познавательных возможностей, личностной и эмоционально – волевой сферы;
определение содержания коррекционной работы с детьми с учетом структуры дефекта;
выделение комплекса разнообразных видов игр и упражнений, как средства коррекции того или иного нарушения в развитии детей;
определение специфики методики обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
описание особенности организации и содержания предметно – развивающей среды в учреждениях образования, здравоохранения и социального развития;
выделение возможности взаимодействия разных специалистов (медиков, специальных психологов и педагогов) в условиях учреждений образования, здравоохранения и социального развития для оказания коррекционно–реабилитационной помощи детям с особыми образовательными потребностями;
выделение специфики, определение содержания разнообразных форм работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Подготовка и выполнение квалификационной работы предусматривает несколько ступеней.
Начальная ступень
Предусматривает назначение научного руководителя и выбор темы квалификационной работы студента.
Студенты имеют возможность ознакомиться с предложенным кафедрой списком вариантов тем квалификационных работ, который ежегодно обновляется. Допускается самостоятельный выбор темы квалификационной работы по просьбе студента. Преподаватель может оказать студенту помощь в выборе темы в соответствии со сферой научных интересов последнего.
На основании личного заявления студента (приложение 1) осуществляется утверждение темы квалификационной работы и закрепление научного руководителя на заседании кафедры. Если предметом исследования является обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта, то по согласованию с научным руководителем студент имеет право получить консультацию у других преподавателей кафедры, сферой научных исследований которых является данная проблема.
Одновременно определяется база практического исследования. Заключение договора возлагается на научного руководителя. Студенты заочного отделения самостоятельно выбирают базу проведения практического исследования. Преподавателем утверждается график проведения консультаций по написанию квалификационной работы. Данная информация фиксируется на заседании кафедры и подлежит передачи деканам факультетов для ознакомления.
Допускается корректировка и изменение выбранной ранее темы квалификационной работы (но не позднее 1 декабря последнего года обучения студентов).
Главная ступень
Данная ступень предусматривает составление и утверждение индивидуального плана выполнения квалификационной работы, в котором обозначено содержание работы, отведенное время на ее выполнение и контрольные мероприятия (приложение 2).
Допускается различный уровень выполнения квалификационной работы.
Научно–исследовательский
Предполагает глубокую исследовательскую деятельность студентов на уровне констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Учебно-методический
Предполагает разработку элементов учебно–методического обеспечения педагогического процесса: учебно–методических комплексов, их отдельных фрагментов, учебных модулей и т.п. Экспериментальная работа ограничена констатирующим экспериментом.
Учебно-исследовательский
Предполагает анализ изучаемого вопроса в массовой практике с применением констатирующего эксперимента, изучения и обобщения передового педагогического опыта.
Каждая квалификационная работа кроме анализа психолого–педагогической и медицинской литературы должна включать в себя констатирующий эксперимент.
Проведение формирующего и контрольного эксперимента в работе предлагается выполнять студентам, имеющим определенные успехи и прилежание в научно – исследовательской работе.
На этой ступени студент осуществляет изучение и обобщение состояния проблемы в современной отечественной и зарубежной теории и практике специального образования, самостоятельно проводит практическую работу в условиях выбранного учреждения, оформляет квалификационную работу, которая включает в себя введение, 2 – 4 главы по 2 – 3 параграфа в каждой, заключение, библиографический список, вспомогательные указатели, приложения.
- Содержание
- Общие положения о выполнении квалификационной работы
- Завершающая ступень
- Структура и содержание квалификационной работы
- Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования:
- Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
- Методы исследования и их выбор
- Процедура защиты
- Образец личного заявления студента
- Образец индивидуального плана выполнения квалификационной работы
- Образец протокола о допуске к защите квалификационной работы
- Варианты предоставления текстовой части квалификационной работы
- Требования к оформлению текстовой части квалификационной работы
- Образец составления отзыва научного руководителя на квалификационную работу
- Образец рецензии на квалификационную работу
- Образец оформления титульного листа квалификационной работы
- Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции мышления младших школьников с нарушением интеллекта ……………........ 53
- Глава 1. Теоретические вопросы оказания психокоррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в период адаптации к дошкольному учреждению …………………………………...…….. 6
- Глава 2. Особенности адаптации к детскому саду дошкольников с детским церебральным параличом …………………………….….. 27
- Глава 3. Организация психокоррекционной помощи до.Школьникам, с детским церебральным параличом, в период адаптации к детскому саду ……………………………………...…. 50
- «Коррекция эмоционально – волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом»
- Введение ………………………………………………………………………... 3
- Глава I. Состояние проблемы коррекции эмоционально – волевой сферы в современной литературе …………………………….….... 6
- Глава II. Экспериментальное исследование особенностей эмоционально–волевой сферы дошкольников, страдающих
- Глава III. Коррекция эмоционально – волевой сферы дошкольников, страдающих детским церебральным параличом…………………………………………………….………47
- Выводы по III главе …………………………………………….…. 71
- Список литературы …………………………………...…………… 74
- Примеры оформления источников
- Содержание