2.1. Критерии личностных расстройств
Научные дискуссии о природе личностных расстройств продолжаются почти столетие. Однако и во время выхода книги П.Б. Ганнушкина «Клиника и динамика психопатий» (1933), и в настоящее время, когда пересмотрены диагностические критерии, переформулирована дефиниция и большая часть нарушений отнесена именно к личностным расстройствам, большинство ученых считают их патологией характера, а не психическим заболеванием.
Чаще всего личностные расстройства возникают в подростковом возрасте. При этом каждый тип расстройства имеет свой характерный возраст формирования. Выраженные дезадаптивные черты при данных расстройствах затрагивают все сферы личности, но особенно ярко они проявляются в эмоционально-волевых искажениях и нарушениях поведения.
Ригидность этих черт делает их носителя неспособным гибко приспосабливаться к меняющимся требованиям повседневности и выбору адаптивных способов разрешения проблем. Такие люди не способны реалистично воспринимать себя и окружающих, устанавливать с ними эмпатийные отношения. Негативные реакции окружающих способствуют проявлениям дезадаптации у людей с личностными расстройствами.
При диагностике любого типа личностных расстройств необходимо учитывать следующие критерии:
1. Стойкие стереотипы восприятия и поведения индивидуума в целом отчетливо отличаются от ожидаемых и принятых в данной культуре норм. Эти отклонения проявляются не менее чем в двух областях, таких как:
когниция (восприятие и интерпретация явлений, событий; установки и представления о себе и других);
аффективность (разнообразие, интенсивность и адекватность выражения эмоций);
контроль импульсивности и удовлетворение потребностей;
межличностные отношения и стиль обращения с людьми.
2. Отклонения являются столь выраженными, что обусловленное ими поведение во многих ситуациях является негибким, дезадаптивным или нецелесообразным.
3. Наличие собственного субъективного страдания, негативного воздействия на социальное окружение или того и другого, отчетливо связанных с поведением, упомянутым в критерии 2.
4. Есть доказательства того, что отклонения стабильны, длительны и наблюдаются у людей с позднего детского или подросткового возраста.
5. Отклонения не могут быть объяснены наличием или последствиями иного психического расстройства взрослого человека.
6. Исключается наличие органического заболевания, повреждения или отчетливого нарушения функций мозга в качестве возможных причин отклонений.
При оценке личностных расстройств необходимо отличать черту личности от психического состояния человека. Также следует различать социальную роль, вынуждающую к определенному поведению, и черту личности: например, повышенную агрессивность у полицейского.
- Биологические и социально-психологические предпосылки формирования личностных расстройств.
- 2.1. Критерии личностных расстройств
- 2.2. Биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии детей и подростков
- 2.3. Причины возникновения отклонений в личностном развитии детей в раннем возрасте
- 2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
- 2.5. Нарушения базальной регуляции как основа дисгармонического развития детей и подростков
- 2.6. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Смысловой барьер
- 2.7. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Аффект неадекватности. Рассогласованность отношений
- 2.8. Социально-психологические причины отклонений в личностном развитии подростков
- 2.9. Реакция группирования как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.10. Реакция увлечения как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.11. Сексуальное влечение как причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.12. Детские поведенческие реакции как причина отклонений в личностном развитии подростков. Реакция оппозиции и имитации
- 2.14. Социально-психологические факторы формирования личностных расстройств. Виды неправильного воспитания.
- 2.15. Виды гипопротекции и ее роль в формировании личностных расстройств
- 2.16. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (доминирующая гиперпротекция)
- 2.17. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (потворствующая гиперпротекция)
- 2.18. Эмоциональное отвержение и его роль в формировании личностных расстройств у подростков
- 2.19. Условия жестоких взаимоотношений как фактор формировании личностных расстройств у подростков
- 2.20. Другие виды неправильного воспитания как фактор формировании личностных расстройств у подростков