logo
Лекция 2

2.1. Критерии личностных расстройств

Научные дискуссии о природе личностных расстройств продолжаются почти столетие. Однако и во время выхода книги П.Б. Ганнушкина «Клиника и динамика психопатий» (1933), и в настоящее время, когда пересмотрены диагностические критерии, переформулирована дефиниция и большая часть нарушений отнесена именно к личностным расстройствам, большинство ученых считают их патологией характера, а не психическим заболеванием.

Чаще всего личностные расстройства возникают в подростковом возрасте. При этом каждый тип расстройства имеет свой характерный возраст формирования. Выраженные дезадаптивные черты при данных расстройствах затрагивают все сферы личности, но особенно ярко они проявляются в эмоционально-волевых искажениях и нарушениях поведения.

Ригидность этих черт делает их носителя неспособным гибко приспосабливаться к меняющимся требованиям повседневности и выбору адаптивных способов разрешения проблем. Такие люди не способны реалистично воспринимать себя и окружающих, устанавливать с ними эмпатийные отношения. Негативные реакции окружающих способствуют проявлениям дезадаптации у людей с личностными расстройствами.

При диагностике любого типа личностных расстройств необходимо учитывать следующие критерии:

1. Стойкие стереотипы восприятия и поведения ин­дивидуума в целом отчетливо отличаются от ожидаемых и принятых в данной культуре норм. Эти отклонения проявляются не менее чем в двух областях, таких как:

когниция (восприятие и интерпретация явлений, событий; установки и представления о себе и других);

аффективность (разнообразие, интенсивность и аде­кватность выражения эмоций);

контроль импульсивности и удовлетворение потреб­ностей;

межличностные отношения и стиль обращения с людьми.

2. Отклонения являются столь выраженными, что обусловленное ими поведение во многих ситуациях является негибким, дезадаптив­ным или нецелесообразным.

3. Наличие собственного субъективного страдания, негативного воздействия на социальное окружение или того и другого, отчетливо связанных с поведением, упо­мянутым в критерии 2.

4. Есть доказательства того, что отклонения ста­бильны, длительны и наблюдаются у людей с позднего детского или подросткового возраста.

5. Отклонения не могут быть объяснены наличием или последствиями иного психического расстройства взрослого человека.

6. Исключается наличие органического заболевания, повреждения или отчетливого нарушения функций моз­га в качестве возможных причин отклонений.

При оценке личностных расстройств необходимо отличать черту личности от психического состояния человека. Также следует различать социальную роль, вынуждающую к определенному поведению, и черту личности: например, повышенную агрессивность у полицейского.