logo
Лекция 2

2.12. Детские поведенческие реакции как причина отклонений в личностном развитии подростков. Реакция оппозиции и имитации

В подростковом возрасте нередко проявляются так называемые «детские» поведенческие реакции, к которым относятся реакция оппозиции, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.

Реакция оппозиции в детском возрасте может быть вызвана чрезмерными претензиями взрослых, непосильной нагрузкой – требованием отлично учиться и т.п. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны близких. У подростка ту же реакцию может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Он разными способами пытается вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным) или досадить «сопернику», избавиться от того, на кого переключилось внимание близких.

У подростков реакция оппозиции может сохраняться, если она укрепилась в детстве. В пубертатном периоде она ярко проявляется на фоне истероидной акцентуации характера. В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным, семье, но и воспитателям, школе. Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны (от прогулов и побегов из дому до краж и попыток самоубийства), но чаще всего несерьезны и демонстративны. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание.

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания является ближайшее окружение, позднее – герои книг и кино. У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды. Пример для подражания подростку обычно диктует группа сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той области, где сам подросток стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере – какому-либо известному актеру кино или кумиру эстрады.

Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда образцом для подражания служит антисоциальный «герой». Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачного «преступника-супермена» в американском кино, телевидении, бестселлерах способствовал в США росту преступности малолетних. Особенно выражена реакция имитации как подражание асоциальным «героям» у подростков неустойчивого типа. А.Е. Личко предполагает, что реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции: здесь нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации.

2.13. Детские поведенческие реакции как причина отклонений в личностном развитии подростков. Реакция компенсации и гиперкомпенсации.

Критерии патологических реакций при личностных расстройствах у подростков

Реакция компенсации (желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой) свойственна как детям, так и подросткам. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, неспособный постоять за себя в драке, предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих сверстников. Они вынуждены то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем же мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой йогов и поступает в клуб «моржей».

Реакция гиперкомпенсации у подростков встречается даже чаще, чем в детстве. Термин «гиперкомпенсация» впервые употребил A. Adler (1912) для обозначения одного из механизмов невроза, но французские психиатры вложили в «сверхкомпенсацию» иной смысл. По их мнению, подростки настойчиво и упорно добиваются результатов именно в той области, где оказываются слабыми. Перенесший в раннем детстве полиомиелит и с тех пор прихрамывающий мальчик усиленно занимается акробатикой и достигает заметных успехов. Страдающий заиканием подросток с увлечением отдастся художественному чтению и успешно выступает на любительских концертах.

Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения. Боязливый, тихий и застенчивый подросток на глазах у всего класса перелез по карнизу из окна в окно на высоте четвертого этажа. Поступок был истолкован старшими как хулиганство. Подросток же хотел показать товарищам свою «волю». Именно в силу гиперкомпенсации сензитивные, застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, карате. Робкие сензитивные девочки тянутся к общественной работе, а нерешительные, вечно колеблющиеся психастенические подростки вдруг неожиданно поражают безапелляционными заявлениями в ситуациях, где требуется неторопливая осмотрительность.

Все перечисленные выше специфические подростковые реакции – эмансипация, группирование со сверстниками, сексуальные увлечения, детские поведенческие реакции в подростковом возрасте – могут быть как вариантами поведения в норме, т.е. проявляться на уровне акцентуации, так и представлять собой патологические нарушения поведения при личностных расстройствах. Это положение было сформулировано В.В. Ковалевым в отношении поведенческих реакций оппозиции, имитации и др. в детском возрасте. По его мнению, последние становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а также, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Сходные критерии могут быть применены в отношении определения патологического характера подростковых поведенческих реакций (А.Е. Личко). Патологическая реакция отличается от нормального поведения следующими признаками:

1) тенденцией к генерализации, т.е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами;

2) склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же поступок;

3) тенденцией превышать «потолок» нарушения поведения, никогда не преступаемый той когортой сверстников, с которой растет подросток, и той группой, к которой он принадлежит. Например, подросток собирал фотографии и картинки с изображением изуродованных в катастрофах, истязаемых в нацистских лагерях, избиваемых полицией демонстрантов и т.п. – все это явно превышало «потолок» в отношении коллекционерских хобби, распространенных среди подростков;

4) формированием социальной дезадаптации.