2.15. Виды гипопротекции и ее роль в формировании личностных расстройств
Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью со стороны семьи, но чаще – недостатком опеки и контроля за поведением. В большинстве случаев гипопротекция проявляется недостатком внимания, заботы и истинного интереса родителей к делам, переживаниям и увлечениям подростка. В духовной жизни подросток оказывается предоставленным самому себе. Этот вид воспитания может проявляться в разных вариантах – явной и скрытой гипопротекции.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что близким не до него, что они несут в отношении его лишь тягостные обязанности, от которых были бы рады освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. В таких случаях подросток научается обходить формальный контроль старших и тайно от них жить своей жизнью.
Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам. Именно эти подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный образ жизни. Однако она может оказаться пагубной также при гипертимной, эпилептоидной, лабильной и даже шизоидной акцентуациях при наслоении черт неустойчивого типа. При сензитивной и психастенической акцентуациях обнаруживается поразительная устойчивость в отношении нарушений поведения в условиях гипопротекции (А.Е. Личко).
Высокий риск формирования личностных расстройств при гипопротекции характерен при неустойчивой или конформной акцентуации. Для подростков неустойчивого типа опасность отсутствия надзора, постоянного руководства не вызывает сомнений. Предоставленные себе, они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, быстро оказываются в асоциальных компаниях. Оставленный без достаточного надзора родителей конформный подросток нередко приходит в ту же компанию асоциальных уличных сверстников, которую подросток неустойчивого типа сам активно выискивает. Освоившись в этой среде, подростки перенимают и ее образ жизни, и интересы, и манеру поведения. Бездумное времяпрепровождение, поиск развлечений, выпивки, наконец, щекочущие нервы похождения – все это постепенно, но прочно усваивается и толкает на путь личностных нарушений по неустойчивому типу.
- Биологические и социально-психологические предпосылки формирования личностных расстройств.
- 2.1. Критерии личностных расстройств
- 2.2. Биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии детей и подростков
- 2.3. Причины возникновения отклонений в личностном развитии детей в раннем возрасте
- 2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
- 2.5. Нарушения базальной регуляции как основа дисгармонического развития детей и подростков
- 2.6. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Смысловой барьер
- 2.7. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Аффект неадекватности. Рассогласованность отношений
- 2.8. Социально-психологические причины отклонений в личностном развитии подростков
- 2.9. Реакция группирования как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.10. Реакция увлечения как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.11. Сексуальное влечение как причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.12. Детские поведенческие реакции как причина отклонений в личностном развитии подростков. Реакция оппозиции и имитации
- 2.14. Социально-психологические факторы формирования личностных расстройств. Виды неправильного воспитания.
- 2.15. Виды гипопротекции и ее роль в формировании личностных расстройств
- 2.16. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (доминирующая гиперпротекция)
- 2.17. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (потворствующая гиперпротекция)
- 2.18. Эмоциональное отвержение и его роль в формировании личностных расстройств у подростков
- 2.19. Условия жестоких взаимоотношений как фактор формировании личностных расстройств у подростков
- 2.20. Другие виды неправильного воспитания как фактор формировании личностных расстройств у подростков