2.16. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (доминирующая гиперпротекция)
Наиболее разрушительные формы семейного воспитания в виде гиперпротекции существуют в двух вариантах. Это доминирующая и потворствующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль родителей и прародителей за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.
Например, за 16-летним подростком его бабушка ежедневно крадучись следовала от дома до школы. Затем ожидала в подъезде напротив окончания уроков и так же тайно сопровождала его до дома, выясняя, с кем он идет, не курит ли по дороге, не заходит ли куда. В другом случае мать стояла под дверями уборной, когда туда шел ее 14-летний сын, подслушивая, не занимается ли он там онанизмом. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно».
Доминирующая гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Этот тип воспитания подавляет чувство ответственности и долга. Особенно он губителен для гипертимных подростков, что приводит к резкому усилению реакции эмансипации. В результате создается порочный круг: подросток все более проявляет непослушание, родители все сильнее стремятся подчинить его своему руководству. В какой-то момент такие подростки поднимают бунт против «притеснения», сразу рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно». Здесь проявляется и подростковая реакция группирования, и другие «слабые» места: любовь к новизне, к развлечениям, легкость, с которой переступается грань дозволенного, неразборчивость контактов, привлекательность риска. Алкоголизация и знакомство с другими дурманящими средствами значительно усиливают личностные нарушения по гипертимно- неустойчивом у типу.
- Биологические и социально-психологические предпосылки формирования личностных расстройств.
- 2.1. Критерии личностных расстройств
- 2.2. Биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии детей и подростков
- 2.3. Причины возникновения отклонений в личностном развитии детей в раннем возрасте
- 2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
- 2.5. Нарушения базальной регуляции как основа дисгармонического развития детей и подростков
- 2.6. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Смысловой барьер
- 2.7. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Аффект неадекватности. Рассогласованность отношений
- 2.8. Социально-психологические причины отклонений в личностном развитии подростков
- 2.9. Реакция группирования как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.10. Реакция увлечения как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.11. Сексуальное влечение как причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.12. Детские поведенческие реакции как причина отклонений в личностном развитии подростков. Реакция оппозиции и имитации
- 2.14. Социально-психологические факторы формирования личностных расстройств. Виды неправильного воспитания.
- 2.15. Виды гипопротекции и ее роль в формировании личностных расстройств
- 2.16. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (доминирующая гиперпротекция)
- 2.17. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (потворствующая гиперпротекция)
- 2.18. Эмоциональное отвержение и его роль в формировании личностных расстройств у подростков
- 2.19. Условия жестоких взаимоотношений как фактор формировании личностных расстройств у подростков
- 2.20. Другие виды неправильного воспитания как фактор формировании личностных расстройств у подростков