logo
Лекция 2

2.7. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Аффект неадекватности. Рассогласованность отношений

Как отмечают Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина (2000), более сложное и генерализованное воздействие на пове­дение подростка детерминировано наличием феномена «аффект неадекватности». Классическим примером аффекта неадекватности является отказ подростков продолжать решение задач, если они сталкиваются с неуспехом. Их поведение бывает различным: одни прекращают выполнение заданий, ссылаясь на занятость, другие заявляют, что им «надоело складывать дурацкие кубики», третьи проявляют негативные эмоции.

Другим примером аффекта неадекватности в сфере взаимодействия со сверстниками является феномен «неадекватного спокойствия». Так, подросток, занимающий неблагоприятное положение в сфере межличностных отношений (социометрическая проба показывает отсутствие положительных выборов), сообщает психологу о своей дружбе с наиболее популярными одноклассниками, как бы забывая о конфликтах и драках с ними. Если его просят объяснить это противоречие, он истолковывает неприятные эпизоды как случайность либо как проявление плохого характера другого человека.

Другой достаточно серьезной причиной, способствующей нарушению социальной адаптации и формированию нарушений личности у подростка, является так называемая «рассогласованность отношений». Диагностическими признаками этого феномена является неадекватная реакция подростка на неуспех в значимых сферах жизнедеятельности: невозможность выполнить задачи, соответствующие школьной программе, отвержение большинством одноклассников (при этом подросток утверждает, что истинные его друзья находятся в другом месте), неадекватно завышенная или конфликтная самооценка.

Так, субъективные личностные отношения становятся опосредующим звеном между социальными воздействиями и поступками подростка. Сформированные новообразования, эволюционируя и генерализуясь, становятся детерминантами личностных нарушений и одновременно – диагностическими критериями социальной дезадаптации, приводящей к личностным расстройствам.