logo
Лекция 2

2.2. Биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии детей и подростков

Нарушения личностного развития в детском и подростковом возрасте, обусловливающие проблемы с поведением, общением, а также нарушения психического развития (интеллекта, эмоциональных проявлений), находятся в сложной и неоднозначной взаимосвязи. В отечественной и зарубежной психологии существует ряд концепций, каждая из которых объясняет возникновение личностных расстройств в результате действия разнообразных при­чин: генетических, физиологических (осложнения процес­са рождения), социальных (усвоение неадекватных форм родительского поведения). (история про ребенка и мать)

Часть личностных проблем возникает как реакция на первичное повреждение мозга, наличие органической па­тологии в тех или иных его отделах. В некоторых случаях не удается обнаружить каких-либо существенных отклонений в функции ЦНС, однако у ребенка личностные расстрой­ства достигают такого уровня, что он нуждается в наблюдении психиатра.

В биологически ориентированной психиатрии личностные и поведенческие нарушения у детей и подростков рассматриваются как результат воздействия ге­нетических факторов. Так, например, склонность к риску, агрессия, высокая делинквентная активность у мальчиков связываются с наличием добавочной Y хромосомы.

Развивается этологический подход, в соответствии с которым формы нарушенного поведения и патологических (с точки зрения современных социальных норм) личност­ных реакций рассматриваются в контексте поведенческой активности, характерной для любых биологических существ. Склонность к бродяжничеству у подростков рассматривает­ся в этой концепции как потребность в освоении новой тер­ритории, выходе за пределы «родительского гнезда». Прово­дятся параллели между реакциями группирования у подро­стков и аналогичным поведением у детенышей других видов птиц и млекопитающих (пингвинов, волков и т. п.). Реак­ции подражания, имитации также свойственны существам других видов и, возможно, диктуются одной и той же био­логической закономерностью.

Личностные нарушения рассматри­ваются также как результат влияния неблагоприятного внут­риутробного развития, родов, первого года жизни и пос­ледующих социальных влияний. С. Гроф связывает личностное развитие ребенка по мере его взросления с особенностями течения предродового периода и родов. Он выделяет 4 «базовые перинаталь­ные матрицы, соответствующие стадиям родов и образо­вавшиеся впоследствии (на их основе) внутриличностные конфликты и доминирующие потребности взрослого человека.

Первая перинатальная матрица (безмятежного внутриматоч­ного существования) связана с возникновением чувства удовлетворения от раскачивания, купания; со стремлением к тому, чтобы окружающие немедленно удовлетворяли все возникающие потребности.

Вторая перинатальная матрица (период схваток) закладывает восприятие мира как источника беспрерывных и неопределенных страданий, склонности к депрессии, стрем­ление к самоубийству (но бескровными способами).

Третья перинатальная матрица (период потуг) может стать источником напряженности, полярности эмоциональных переживаний, высокой склонности к риску, к кровавым способам самоубийства. По мнению С. Грофа, такие формы нарушений влечений, как стремление к поджогам, бродяж­ничеству, агрессия, связаны с функцией третьей перина­тальной матрицы.

Четвертая перинатальная матрица (сразу после рожде­ния) связана с чувством радости, облегчения, стремления к преодолению препятствий. Формирование таких сексуаль­ных нарушений, как эксгибиционизм, женский гомосексу­ализм связано с функцией этой мат­рицы.

Кадр 28.