О прелюбодеянии
Где смотрит муж сквозь пальцы, там
Жену с чужим он сводит сам:
Там кошке смех и плач мышам.
Хоть любодействуй в наши дни,
Хоть походя кого толкни, —
Оно теперь и не грехом
Считается, а пустяком!
И в грешном Риме святость брака
Не смели осквернять, однако —
Что Цезаревы нам законы,
Что Юлиевы нам препоны?![41]
Дом, где хозяин Ганс-тюфяк, —
Содом: «Ты дура! » — «Сам дурак! »
«Ты начала! » — «Молчи! » — «Отстань! »
Так день-деньской раздоры, брань, —
Летит горшок, шумовка, тяпка,
А муженек, растяпа, тряпка,
Лицо — в ладонь и норовит
Прикинуться, что крепко спит.
Стар иль во цвете лет супруг,
Все женам нынче сходит с рук,
Все переварит муж-ублюдок, —
Луженым стал мужской желудок!
Мужья, подобные Катону[42],
Который в Риме в годы оны
По доброй воле был рогат,
Жену свою сдав напрокат, —
Не станут плакать, в драку лезть,
Супружества спасая честь.
Коль муж, уверясь, что жена
Заведомо пред ним грешна,
Жить продолжает с нею, он,
Я полагаю, не умен:
Он сам способствует жене
И впредь блудить на стороне.
Язвят соседи: — Не иначе,
Как в доле он с женою падшей,
И, с ней деля барыш развратный,
Он любит слушать, вероятно,
Кладя доходец в кошелек,
Ее слова: «Мой муженек,
Мой Гансик, знай, что из мужчин
Мне всех желанней ты один!..»
С ума все кошки сходят, лишь
Отведают впервые мышь,
А женщины, вкусив однажды
Любви с другим, любовной жажды
Не могут утолить: чем чаще,
Тем грех прелюбодейства слаще!
Что стыд, что честь, что мужа власть?
С мужчиной новым жарче страсть!
Поэтому мужьям и нужно
Жить с женами в согласье, дружно,
Чтоб повода не подавать им
Ко внесупружеским объятьям.
С женою обращайся ровно,
Порадуй ласкою любовной,
Не ссорься с ней по пустякам,
Не доверяй клеветникам.
Но, чтоб не каяться потом,
Зови гостей пореже в дом!
Знай: чем жена твоя пригожей,
Тем осторожней будь и строже —
Ведь мир коварством, ложью жив,
И каждый скрытен и фальшив.
В дом к Менелаю не вотрись,
Прельщен Еленою, Парис,
С женой остался б царь спартанский —
И не было б войны Троянской.
Когда б, уйдя на ту войну,
И Агамемнон-царь жену
Не оставлял бы на Эгиста,
С ней бывшего в связи нечистой,
С войны вернувшись, дома он,
Конечно б, не был умерщвлен.
Кандавл-царь, глупец другой,
Супругой хвастался нагой[43]:
Кто рай укромный ценит мало —
Его разделит с кем попало.
Спокойней в браке те живут,
Кто реже в дом гостей зовут,
Особенно льстецов, пройдох,
Способных на любой подвох.
Слыви скупее всех скупцов —
Не высидишь чужих птенцов.
Гость, что за пазухой приносит
Гадюку, — он ее подбросит!
Не медли — это враг твой злой:
Такого — из дому метлой!
- Sebastianа brant
- Предисловие
- О бесполезных книгах
- О стяжательстве
- О новых модах
- Дурачки-старички
- О воспитании детей
- О тех, кто сеет раздоры
- О дурных манерах
- Об истинной дружбе
- Об опрометчивых дураках
- О волокитстве
- Бражники-гуляки
- О слугах двух господ
- О болтунах
- Других обличают — себя прощают
- О бесполезном учении
- О берущих взаймы
- Завтра, завтра — не сегодня
- О караульщиках своих жен
- О прелюбодеянии
- Глупец останется глупцом
- О безрассудном гневе
- Самовольство и самонадеянность
- О непослушных больных
- О соблазнах глупости
- Мало ли что болтают
- Шум в церкви
- О дураках, облеченных властью
- Корабль ремесленников
- О дурном родительском примере
- О наслаждениях
- О тех, кто женится на деньгах
- О зависти и злобе
- О врачах-шарлатанах
- О самовлюбленности
- О танцах
- Ночные похождения
- О нищенстве
- На плутни нищих-пройдисветов!
- О злых женах
- Об астрологии
- О глупцах, не признающих себя глупцами
- О сутяжничестве
- О бесполезности охоты
- О хвастовстве
- Об игроках
- О подхалимстве
- О наушничестве
- О фальши и надувательстве
- О замалчивании правды
- Корабль бездельников
- О застольном невежестве[25]
- Извинение поэта
- Заключение к «кораблю дураков»