2.1 Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников
Для изучения возможностей игровых технологий как средства развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ д.Ильиново Ялуторовского района Тюменской области был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап - формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные учебным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап - контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников мы выделили следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов мы использовали метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, с учителями работающими в данном классе, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела. Результаты констатирующего этапа представлены в приложении 2. В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников:
1. Отличается прилежанием к учению.
2. Проявляет интерес к предмету.
3. На уроках эмоционально активен.
4. Задает вопросы, стремиться на них ответить.
5. Интерес направлен на объект изучения.
6. Проявляет любознательность.
7. Самостоятельно выполняет задание учителя.
8. Проявляет устойчивость волевых устремлений
В ходе наблюдения получены следующие данные:
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательных интересов находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательных интересов оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательных интересов. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели уровня сформированности познавательных интересов на констатирующем этапе эксперимента
| |||||||||||||
Группа | когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) | мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) | эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) | действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) |
| ||||||||
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
|
Экспериментальная группа | 5 | 14 | 1 | 4 | 15 | 1 | 4 | 14 | 2 | 3 | 16 | 1 |
|
Контрольная группа | 1 | 16 | 3 | - | 13 | 7 | 1 | 14 | 5 | 2 | 15 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В процентном отношении результаты диагностики по группам можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа
| ||||
Критерии и показатели | Констатирующий этап |
| ||
Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
|
КГ | 30% | 65% | 5% |
|
ЭК | 25% | 65% | 10% |
|
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
|
КГ | 49% | 31% | 20% |
|
ЭК | 44% | 33% | 23% |
|
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
|
КГ | 65% | 33% | 2% |
|
ЭК | 69% | 31% | - |
|
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
|
КГ | 32% | 58% | 10% |
|
ЭК | 25% | 53% | 22% |
|
|
|
|
|
|
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательных интересов, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
57 % испытуемых показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности познавательных интересов. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательных интересов, что говорит о необходимости их развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.
- Челябинск, 2008
- Глава I Теоретические аспекты развития познавательных процессов младших школьников в игре
- 1) Логическое;
- 2) Образное;
- 3) Практическое (наглядно-действенное);
- 1.2 Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте
- 1.3 Влияние игры на развитие познавательных способностей младших школьников
- Методика организации интеллектуально-познавательных игр
- Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотек. Примерное распределение учебного времени по темам
- 2.3.Обобщающий этап
- 1. Абрамова г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - м.: Изд. Центр ”Академия”, 1997. - 342 с.
- «Формирование познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта»
- 1. Теоретические аспекты развития познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
- 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта
- 1.2 Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса
- 1.3 Особенности формирования познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2. Диагностика уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2.1 Методы диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2.2 Результаты диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3. Коррекционная работа по формированию познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3.1 Моделирование уроков русского языка с использованием приемов развития познавательных интересов младших школьников с нарушением интеллекта
- I. «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
- II. Игра «Почтальон»
- III. Игра «Шифровальщики»
- IV. Игра «Клички»
- 1. Найди «лишнее слово»
- 2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- 3.2 Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников с нарушением интеллекта средствами использования занимательных дидактических игр
- Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- Глава 2. Экспериментальное исследование игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
- 1.3 Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
- Глава 2. Экспериментальное исследование игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- 2.1 Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников
- 2.2 Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
- I. «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
- II . Игра « Почтальон»
- III . Игра « Шифровальщики»
- IV. Игра « Клички»
- 1. Найди «лишнее слово»
- 2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- 2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников