2.3.Обобщающий этап
Для определения эффективности, разработанной программы развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте, средствами игры в Доме детского творчества города Катав-Ивановска был проведен обобщающий этап исследования. Этот этап преследовал цель - выявить какие-либо индивидуальные изменения в развитии познавательных способностей.
Для того, чтобы выявить уровень развития ребенка на обобщающем этапе, после выполнения запланированных работ, была проведена рефлексия, результаты которой позволили установить необходимость игровых форм обучения.
Методы математической обработки данных представляются в диаграммах и гистограммах. Методы математической обработки данных анализа работ и рефлексии необходимы для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогли установить результат эксперимента, повысили надежность выводов, дали основания для продолжения исследования.
Основными задачами обобщающего этапа были:
1. Анализ тестов, работ (через составление индивидуальных карт).
2. Анализ рефлексий испытуемых детей.
3. Сопоставление и сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 3
Таблица результатов исследования познавательных процессов младших школьников на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента
Контрольная группа
| ||||||||||||||
№ п/п | Имя, Ф. ребенка | внимание | память | мышление | речь | восприятие | воображение |
| ||||||
|
| К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э |
|
1 | Антон С. | + | + | + | ! | ! | ! | + | ! | ! | + | ! | ! |
|
2 | Анна К. | ! | ! | ! | ! | + | + | ! | ! | ! | + | ! | ! |
|
3 | Галина П. | + | + | ! | ! | + | ! | + | ! | + | + | - | - |
|
4 | Динара З. | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - |
|
5 | Захар П. | - | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + |
|
6 | Ирина А. | + | ! | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + |
|
7 | Иван Х. | + | + | + | + | + | + | + | ! | + | + | + | + |
|
8 | Лидия С. | - | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | - |
|
9 | Мария В. | + | + | ! | + | + | ! | + | ! | + | + | + | + |
|
10 | Мария К. | ! | ! | + | ! | ! | ! | ! | ! | ! | ! | ! | + |
|
11 | Марат В. | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + |
|
12 | Яна Р. | + | + | ! | ! | ! | + | ! | ! | ! | ! | ! | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Таблица результатов исследования познавательных процессов младших школьников на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента
Экспериментальная группа
| ||||||||||||||
№ п/п | Имя, Ф. ребенка | внимание | память | мышление | речь | восприятие | воображение |
| ||||||
|
| К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э |
|
1 | Алла Ч. | - | + | + | + | + | ! | - | + | - | - | + | + |
|
2 | Анна Ю. | + | ! | ! | ! | ! | ! | + | ! | ! | ! | ! | ! |
|
3 | Андрей С | + | ! | + | ! | - | + | + | ! | + | + | - | - |
|
4 | Дина М. | ! | ! | ! | + | + | ! | ! | + | ! | ! | ! | ! |
|
5 | Даша А. | + | + | + | ! | ! | ! | ! | ! | + | ! | + | + |
|
6 | Даша Н. | + | ! | + | + | ! | + | + | + | + | ! | + | ! |
|
7 | Ирина Е. | ! | ! | ! | ! | + | ! | ! | ! | + | ! | ! | ! |
|
8 | Кирилл С | + | + | - | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|
9 | Нонна Д. | ! | ! | + | + | + | ! | + | + | + | ! | + | ! |
|
10 | Нина П. | + | ! | ! | ! | + | ! | ! | ! | + | + | ! | ! |
|
11 | Наталья Р | + | + | ! | ! | + | + | + | ! | + | ! | ! | + |
|
12 | Ольга А. | + | + | + | ! | + | ! | + | + | - | + | + | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
Низкий уровень - - Результат улучшился -
Средний уровень - + Результат не изменился -
Хороший уровень - ! Результат стал хуже -
В ходе анализа результатов тестов и математической обработки данных был установлены качественные изменения в развитии познавательных процессов младших школьников в экспериментальной группе.
Таблица 5
Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента
| ||||||||||||||||||||
Группа | Количество человек в группе | внимание | память | мышление | речь | восприятие | воображение |
| ||||||||||||
|
| низкое | среднее | хорошее | низкая | средняя | хорошая | низкое | среднее | хорошее | низкая | средняя | хорошая | низкое | среднее | хорошее | низкое | среднее | хорошее |
|
Контрольная | 12 | 2 | 8 | 2 | 0 | 8 | 4 | 2 | 7 | 3 | 0 | 9 | 3 | 2 | 6 | 4 | 3 | 5 | 4 |
|
|
| 2 | 7 | 3 | 0 | 7 | 5 | 3 | 5 | 4 | 0 | 5 | 7 | 0 | 10 | 2 | 3 | 7 | 2 |
|
Экспериментальная | 12 | 1 | 8 | 3 | 1 | 6 | 5 | 1 | 8 | 3 | 1 | 7 | 4 | 3 | 7 | 2 | 2 | 5 | 5 |
|
|
| 0 | 5 | 7 | 0 | 5 | 7 | 0 | 4 | 8 | 0 | 6 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из этих данных и данных анализа работ контрольной и экспериментальной группы можно сделать вывод, что качественные изменения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Результативность проведенной работы по развитию познавательных процессов младших школьников с использованием игр очевидна и представлена в линейных диаграммах 1 - 6.
Таким образом, игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте.
Диаграмма 1.Сопоставление результатов анализа внимания в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 2. Сопоставление результатов анализа памяти в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 3. Сопоставление результатов анализа мышления в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 4. Сопоставление результатов анализа речи в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 5.Сопоставление результатов анализа восприятия в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 6. Сопоставление результатов анализа воображения в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграммы фиксируют результаты входной и контрольной диагностик, то есть делают наглядными изменения в развитии соответствующих качеств, дают представление изменений познавательных процессов у детей обеих групп. Так в экспериментальной группе не осталось детей с низким вниманием. В начале эксперимента хорошее внимание было у трех человек, в конце - у семи. Восприятие на «хорошо» изменилось с двух до четырех человек.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Воспитание и обучение младших школьников в кружке «Эрудит» Дома детского творчества города Катав-Ивановска развивает у младших школьников в процессе учебной и игровой деятельности познавательные способности и развивает процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение; формирует способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Мы пришли к выводу: если организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соеди-нить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности, то развитие познавательных процессов детей в младшем школьном эффективно.
В результате проведения экспериментальной работы с младшими школьниками мы пришли к выводу, что дети, регулярно посещающие кружок «Эрудит» имеют большую возможность развития познавательных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Эту задачу могут выполнить учреждения дополнительного образования.
Уровень обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих и познавательных способностей каждого ребенка. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования игр разных типов, предназначенных для использования на занятии в учреждении дополнительного образования.
Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что если вовремя с помощью игр развивать младших школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.
Нам удалось увидеть и запечатлеть в диаграммах положительные результаты проведенного исследования.
На занятиях мы использовали игру, как средство развития познавательных процессов. Развитие познавательных процессов велось через изучение родного края. Так как играть все дети очень любят, они активно включались в изучение родного края, с интересом выполняли все условия обучения и игры, стараясь добиться хороших результатов.
Детям характерен повышен-ный интерес к игровым элементам, через ко-торые они познают мир, поэтому на занятиях происходит развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи) с использованием игр.
Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий:
ь во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель;
ь во-вторых, при организации игры необ-ходимо учитывать возрастные, психолого-педагогичес-кие особенности различных групп детей и подростков;
ь в-третьих, воспитательное и образовательное воздей-ствие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педа-гогического мастерства педагога.
В нашей работе:
1. Дана характеристика познавательных процессов.
2. Выявлены особенности развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.
3. Определено содержание игр, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников.
На практике нам удалось:
1. Создать программу работы кружка «Эрудит».
2. Разработать рекомендации педагогического руководства игрой (приложение 2).
ЛИТЕРАТУРА
- Челябинск, 2008
- Глава I Теоретические аспекты развития познавательных процессов младших школьников в игре
- 1) Логическое;
- 2) Образное;
- 3) Практическое (наглядно-действенное);
- 1.2 Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте
- 1.3 Влияние игры на развитие познавательных способностей младших школьников
- Методика организации интеллектуально-познавательных игр
- Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотек. Примерное распределение учебного времени по темам
- 2.3.Обобщающий этап
- 1. Абрамова г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - м.: Изд. Центр ”Академия”, 1997. - 342 с.
- «Формирование познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта»
- 1. Теоретические аспекты развития познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
- 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта
- 1.2 Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса
- 1.3 Особенности формирования познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2. Диагностика уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2.1 Методы диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2.2 Результаты диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3. Коррекционная работа по формированию познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3.1 Моделирование уроков русского языка с использованием приемов развития познавательных интересов младших школьников с нарушением интеллекта
- I. «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
- II. Игра «Почтальон»
- III. Игра «Шифровальщики»
- IV. Игра «Клички»
- 1. Найди «лишнее слово»
- 2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- 3.2 Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников с нарушением интеллекта средствами использования занимательных дидактических игр
- Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- Глава 2. Экспериментальное исследование игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
- 1.3 Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
- Глава 2. Экспериментальное исследование игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- 2.1 Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников
- 2.2 Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
- I. «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
- II . Игра « Почтальон»
- III . Игра « Шифровальщики»
- IV. Игра « Клички»
- 1. Найди «лишнее слово»
- 2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- 2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников