Психологическая помошь ребенку и его близким. Роль родителей и близких ребенка.
Постлингвально оглохшие дети и подростки вследствие эмоциональной нестабильности нуждаются в значительной психологической поддержке. Эта работа начинается еще на предоперационном этапе и включает формирование у ребенка мотивации к проведению имплантации, адекватных ожиданий от ее результатов. Важно также сформировать у него настрой на занятия и активный тренинг слухового восприятия в интервалах между занятиями, ознакомить ребенка и его близких с особенностями и некоторыми ограничениями восприятия речи с помощью КИ, а также навыками компенсации этих ограничений. Для этого проводятся беседы с ребенком и его близкими, совместный просмотр видеозаписей пациентов, уже прошедших реабилитацию, организуются встречи с ними.
У подростков нередко возникают эстетические проблемы, связанные с ношением КИ. Для некоторых из них является полной неожиданностью, что КИ имеет внешнюю часть, которая видна окружающим. В связи с этим важно подвести ребенка к выводу, что для него важнее слышать, чем ходить без устройства, которое ему поможет слышать. Обсудить с ребенком, как можно спрятать устройство под прической, рассказать, как это делают другие ребята, как быстро они привыкают к нему.
Большинство подростков волнует возможность заниматься спортом и другими формами активности, которыми занимаются их сверстники. Они должны знать, что после имплантации им можно заниматься физкультурой и различными видами спорта, исключая те, при которых возможны удары по голове.
Как правило, у детей завышены ожидания результатов, и после первого включения возникает временное разочарование. Важно подготовить их к новым звуковым ощущениям, которые в первое время сильно отличаются от привычных, хранимых в памяти образов. Эта подготовка проводится перед операцией, во время первого включения процессора и на первых занятиях.
После подключения процессора КИ родители должны присутствовать на занятиях с сурдопедагогом. В перерывах между занятиями в течение дня они должны заниматься развитием слухоречевого восприятия с КИ по заданиям сурдопедагога. Во время занятий сурдопедагог должен привлекать родителей для выполнения некоторых заданий, чтобы проверить правильно ли они выполняют эти задания дома, обращая внимание родителей на ключевые моменты упражнений. При этом важно объяснит родителям, что эти занятия в первое время, особенно у детей, потерявших слух вследствие нейроинфекций, могут вызывать у ребенка быстрое утомление. Родители должны следовать за возможностями ребенка. В таких случаях эти занятия должны быть короткими, но проводить их 3-5 раз в день.
У детей менее развиты компенсаторные стратегии, позволяющие им преодолевать трудности восприятия речи с помощью КИ в шумных условиях, что требует дополнительных занятий по тренировке восприятия зашумленной речи и развития умения использовать компенсаторные навыки (общаться, видя лицо говорящего, садиться на первую парту в школе и др.).
Некоторые дети к моменту имплантации уже учатся в специализированном детском учреждении для глухих детей, и тогда после имплантации они возвращаются в массовую школу, а это требует психологической адаптации, дополнительных занятий для овладения школьной программой. Для облегчения ребенком восприятия материала на уроке и овладения программой родители должны накануне брать у педагогов материал, который будет рассматриваться на уроках на следующий день, и прорабатывать его с ребенком. Это облегчит ему понимание учителя в классе.
Увеличение учебной нагрузки, определенные трудности восприятия речи в реальных шумных условиях классного помещения, возможные расстройства центральной нервной системы (у детей оглохших после менингита, других вирусных нейроинфекций, травм мозга), наличие центральных слуховых расстройств (трудности запоминания материала) у части ПЛП приводят к повышенной утомляемости, раздражительности и др., что требует помощи невропатолога и психолога.
Ребенок и его родители должны знать, как пользоваться КИ, регулировать режимы его работы. Они должны помнить о трудностях восприятия речи с КИ в шумных условиях, больших помещениях с реверберацией (кинотеатры, театры и др.). Родители ребенка должны сообщить педагогам в школе об особенностях восприятия речи при использовании КИ и оптимальных условиях для речевосприятия, необходимости дополнительных занятий по русскому языку, трудностях при написании диктантов.
- Слухоречевая
- Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)
- Глава 2. Кохлеарная имплантация
- Глава 3. Послеоперационная реабилитация детей с кохлеарным имплантом 21
- Введение
- Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)
- 1.1. Что такое звук
- 1.2. Ухо и слуховые центры мозга
- 1.3. Возникновение слуховых ощущений
- Человек слышит мозгом, а не ухом!
- 1.4. Нарушения слуха
- Глава 2. Кохлеарная имплантация
- 2.1. Сущность кохлеарной имплантации
- 2.2. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта
- Как работает кохлеарный имплант
- 2.3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию Диагностическое обследование
- Критерии отбора пациентов на кохлеарную имплантацию
- Противопоказания для проведения кохлеарной имплантации
- Факторы, благоприятные для использования ки для развития восприятия речи и собственной речи у маленьких детей
- Факторы, благоприятные для использования ки для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста.
- 2.4. Операция кохлеарной имплантации Хирургическая операция
- Риск при операции
- Период восстановления
- Глава 3. Послеоперационная реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом
- 3.1. Восприятие звуков ребенком с кохлеарным имплантом
- Особенности восприятия речи и звуков ребенком с кохлеарным имплантом
- Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с ки
- 3.2. Настройка процессора кохлеарного импланта Первое включение и программирование процессора ки
- Настройка процессора кохлеарного импланта у позднооглохших детей
- Настройка процессора кохлеарного импланта у маленьких детей
- Настройка процессора кохлеарного импланта у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой
- Контроль правильности настройки процессора кохлеарного импланта
- Кохлеарный имплант и слуховой аппарат
- 3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью Восстановление слухоречевого восприятия
- Коррекция нарушений произношения и голоса
- Психологическая помошь ребенку и его близким. Роль родителей и близких ребенка.
- 3.3. Слухоречевая реабилитация маленьких детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух до овладения речью
- Коммуникативное развитие
- Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью ки
- Ключевые этапы развития слухового восприятия маленького ребенка с ки
- Развитие языковой способности
- Развитие устной речи
- Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков
- Психологическая поддержка. Роль родителей и близких.
- 3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом
- 3.5. Сурдологическая и неврологическая помощь детям с ки
- 3.6. Техническое сопровождение детей с кохлеарным имплантом
- 3.7. Кохлеарный имплант и fm - системы (системы «учитель-ученик»)
- Заключение
- Литература
- Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат
- Опознавание предложений с предсказуемым и непредсказуемым концом.
- Тренировка узнавания гласных
- Узнавание гласных
- Различение положения ударного слога и числа слогов
- Тренинг различения и опознавания дифференциальных признаков согласных
- Гармонический -шумовой спектр
- Звонкость - глухость
- Участие носового резонатора
- Телефонный разговор. (текст педагога).
- Пособия, необходимые для развития слухо-речевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей
- Предметы домашнего обихода, которые могут быть использованы в обучении ребенка раннего возраста
- План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с ки