1.4. Нарушения слуха
Нарушения слуха происходят либо в результате повреждений частей наружного и среднего уха (кондуктивная тугоухость), либо при повреждении частей внутреннего уха (сенсоневральная тугоухость). При сенсоневральной тугоухости, прежде всего, повреждаются волосковые клетки. У части больных, особенно при потере слуха вследствие менингита, происходит также частичное повреждение слухового нерва. При этом поврежденные волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Большие потери слуха и глухота наступают именно при сенсоневральной тугоухости. Существуют еще центральные нарушения слуха, обусловленные повреждениями подкорковых и корковых центров слуховой системы и связанные с нарушением обработки звуков и речи.
При оценке потерь слуха у пациента определяют пороги слуха, т.е. громкость самых тихих звуков, которые он может слышать. Пороги слуха измеряют в децибелах, чем хуже человек слышит, тем большие пороги слуха (в децибелах, дБ) он имеет. Пороги слуха измеряются для звуков разной высоты (частоты в герцах, Гц) и таким образом получают аудиограмму. Степень снижения (потери) слуха или степень тугоухости определяется как среднее арифметическое значение тональных порогов слуха по воздушной проводимости в диапазоне основных частот речи. В международной классификации степень потери слуха оценивается в основном речевом диапазоне 500-4000 Гц, при этом оцениваются средние порош слуха для тонов 500,1000, 2000,4000 Гц.
В зависимости от степени снижения слуха выделяют I, II, III, IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухоту.
Таблица 1.
Слуховое восприятие при различной степени потери слуха.
Степень потери слуха | Средние пороги слуха | Восприятие разговорной и громкой речи | Восприятие шепотной речи |
I | 26-40 дБ | 6-3 м | 2 м - у уха |
II | 41 -55 дБ | 3 м - у уха | Нет - у уха |
III | 56-70 дБ | громкая речь у уха | Нет |
IV | 71-90 дБ | крик у уха | Нет |
глухота | >91 дБ | 0 | Нет |
В зависимости от того, когда человек потерял слух, выделяют:
• врожденную глухоту. Это глубокая потеря слуха с самого рождения. Люди с врожденной глухотой могут научиться речи только с большим трудом, и чаще используют язык жестов для общения.
долингвальную глухоту. К ней относятся потери слуха в раннем детстве до полноценного овладения речью.
постлингвальную глухоту, К ней относятся потери слуха, возникшие после овладения речью (позднооглохшие пациенты).
Люди с нарушениями слуха плохо воспринимают речь и другие звуки, они слышат их как тихие, неразборчивые. В большинстве случаев им помогает слуховой аппарат, который усиливает звуки. Однако если у человека очень сильно повреждены или утрачены волосковые клетки, то слуховой аппарат не помогает. В этом случае внутреннее ухо не может преобразовать звуковые колебания в электрические сигналы, что необходимо для восприятия звуков мозгом.
- Слухоречевая
- Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)
- Глава 2. Кохлеарная имплантация
- Глава 3. Послеоперационная реабилитация детей с кохлеарным имплантом 21
- Введение
- Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)
- 1.1. Что такое звук
- 1.2. Ухо и слуховые центры мозга
- 1.3. Возникновение слуховых ощущений
- Человек слышит мозгом, а не ухом!
- 1.4. Нарушения слуха
- Глава 2. Кохлеарная имплантация
- 2.1. Сущность кохлеарной имплантации
- 2.2. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта
- Как работает кохлеарный имплант
- 2.3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию Диагностическое обследование
- Критерии отбора пациентов на кохлеарную имплантацию
- Противопоказания для проведения кохлеарной имплантации
- Факторы, благоприятные для использования ки для развития восприятия речи и собственной речи у маленьких детей
- Факторы, благоприятные для использования ки для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста.
- 2.4. Операция кохлеарной имплантации Хирургическая операция
- Риск при операции
- Период восстановления
- Глава 3. Послеоперационная реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом
- 3.1. Восприятие звуков ребенком с кохлеарным имплантом
- Особенности восприятия речи и звуков ребенком с кохлеарным имплантом
- Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с ки
- 3.2. Настройка процессора кохлеарного импланта Первое включение и программирование процессора ки
- Настройка процессора кохлеарного импланта у позднооглохших детей
- Настройка процессора кохлеарного импланта у маленьких детей
- Настройка процессора кохлеарного импланта у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой
- Контроль правильности настройки процессора кохлеарного импланта
- Кохлеарный имплант и слуховой аппарат
- 3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью Восстановление слухоречевого восприятия
- Коррекция нарушений произношения и голоса
- Психологическая помошь ребенку и его близким. Роль родителей и близких ребенка.
- 3.3. Слухоречевая реабилитация маленьких детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух до овладения речью
- Коммуникативное развитие
- Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью ки
- Ключевые этапы развития слухового восприятия маленького ребенка с ки
- Развитие языковой способности
- Развитие устной речи
- Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков
- Психологическая поддержка. Роль родителей и близких.
- 3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом
- 3.5. Сурдологическая и неврологическая помощь детям с ки
- 3.6. Техническое сопровождение детей с кохлеарным имплантом
- 3.7. Кохлеарный имплант и fm - системы (системы «учитель-ученик»)
- Заключение
- Литература
- Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат
- Опознавание предложений с предсказуемым и непредсказуемым концом.
- Тренировка узнавания гласных
- Узнавание гласных
- Различение положения ударного слога и числа слогов
- Тренинг различения и опознавания дифференциальных признаков согласных
- Гармонический -шумовой спектр
- Звонкость - глухость
- Участие носового резонатора
- Телефонный разговор. (текст педагога).
- Пособия, необходимые для развития слухо-речевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей
- Предметы домашнего обихода, которые могут быть использованы в обучении ребенка раннего возраста
- План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с ки