Литература
Основная
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000. Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. — М., 1940.Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. — М., 1976.
Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. — М., 1991.
Рау Ф. Ф. Формирование устной речи глухих детей. — М., 1981.
Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978.
Соловьев И. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка // Психологическая наука в СССР. — М., 1960. — Т. 2.
Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. — М., 1991.
Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.
Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988.
Дополнительная
Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников // Дефектология. — 1980. — № 6.
Бассам А. Особенности наглядно-образного мышления слабослышащих детей: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1992.
Бертынь Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. — 1993. — № 1.
Ван Дайк Я. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. — 1990. — № 1.
Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. -1981.-№4.
Выгодская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. — М., 1964.
Гилевич И. М. Об особенностях понимания задач с косвенной формулировкой условий слабослышащими учащимися // Дефектология. — 1973. -№ 4.
Розова А.П. Психология трудового обучения глухих. — М., 1979.
Розова А. П., Стуре Т. К. Особенности решения логических задач глухими учащимися (на материале физики) // Дефектология. — 1981. -№3.
Голъдберг А. М. Особенности самостоятельной письменной речи у глухих школьников. — М., 1966.
Григорьева Т. А. О развитии причинно-следственного мышления глухих школьников // Дефектология. — 1973. — № 4.
Григорьева Т. А. О способах формирования у глухих учащихся причинно-следственного мышления //Дефектология. — 1973. — № 5.
Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. — М., 2000.
Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.
Есенина Е. И. Развитие дословесной коммуникации и деятельности с предметами у глухих и слышащих детей второго года жизни // Дефектология. — 1988. — № 3.
Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. — М., 1982.
Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха: Учеб.-метод, пособие / Под ред. И. А. Михаленковой. — СПб., 1999.
Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. — М., 1969. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. — М., 1983. Кукушкина О. И. Развитие пространственных представлений у глухих школьников. — Л., 1989.
Лебедев Д. И. Особенности запоминания фраз глухими школьниками //Дефектология. — 1985. — № 6.
Лебедев Д. И. Особенности запоминания фраз слышащими школьниками (в сравнении с нормально слышащими и глухими) // Дефектология. — 1986. - № 2.
Мамаенко Т. А. Непроизвольное запоминание учебного материала глухими детьми на уроках предметно-практического обучения // Дефектология. — 1979. — № 5.
Марцановская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. — М., 1985.
Марчук Т. Ф. К вопросу об обобщении и дифференциации однокоренных слов глухими школьниками // Дефектология. — 1976. — № 4.
Марчук Т. Ф. Формирование умений дифференцировать и обобщать значения слов по аффиксальным признакам у глухих учащихся // Дефектология. — 1979. — № 4.
Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 3.
Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М., 1969.
Нестерович Т. В. Некоторые вопросы грамматического строя речи у глухих школьников младших классов // Дефектология. -1989. — № 6.
Нестерович Т. В. Развитие речи у глухих учащихся 1 класса, имеющих задержку психического развития // Дефектология. — 1995. — № 2.
Носкова Л. П. Характеристика речевого развития глухих дошкольников //Дефектология. — 1991. — № 3.
Нудельман М. М. О некоторых особенностях формирования мечты у глухих школьников // Дефектология. — 1987. — № 4.
Нудельман М. М. Представления глухих школьников об оценке их лич- * ности сверстниками // Дефектология. — 1983. — № 6.
Олерон П. Психологическая оценка глухого ребенка // Дефектология. - 1977. — №1.
Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников //Дефектология. — 1989. — № 6.
Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семей // Дефектология. — 1990. — № 6.
Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. — 1989. — № 5.
Рау М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1—3 классы). — М., 1989.
Рау М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся 4 — 6 классов с нарушениями слуха. — М., 1992.
Рау М.Ю. Развитие воображения средствами изобразительной деятельности // Дефектология. — 1984. — № 5.
Рау Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых. — М., 1949.
Рау Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей // Дефектология. — 1991. — № 1.
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. — М., 1999.
Розанова Т. В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей // Дефектология. — 1981. — № 5.
Розанова Т. В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики // Дефектология. — 1985. — № 3.
Розанова Т. В., Тигранова Л. И., Яшкова Н.В. Развитие мышления у детей с нарушениями слуха. — М., 1983.
Сараев С. Я. Исследование интеллектуальных функций у глухих школьников при помощи школы Векслера // Дефектология. — 1988. — № 6.
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. — М., 1966.
Соловьев И. М. Особенности восприятия у глухих школьников // Дефектология. — 1971. — № 1.
Соловьев И. М. Развитие репродуктивной словесной памяти у глухих и младщих школьников //Дефектология. — 1973. — № 5.
Совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения / Под ред. А. П.Розовой. — М., 1986.
Стуре Т. К. Роль слова, наглядности и практического действия в техническом мышлении глухих // Дефектология. — 1993. — № 6.
Сурдопедагогика/ Под ред. М.И.Никитиной. — М., 1989.
Фомичева Л. И. Развитие воссоздающего воображения у слабослышащих младших школьников // Дефектология. — 1979. — № 4.
Цукерман И. В. Трудовая деятельность глухих и слабослышащих выпускников вузов и техникумов //Дефектология. — 1988. — № 2.
Шматко Н.Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста. — М., 1991.
Яхнина Е. 3. Пути совершенствования произносительной стороны речи у глухих школьников // Дефектология. — 1995. — № 1.
- Учебное пособие
- Глава 1
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- 1.2. Общие и специфические закономерности психического развития
- 1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций
- Глава 2 умственно отсталые дети
- 2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
- 2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей
- 2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей Моторика
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности мышления
- Особенности речевого развития
- Игровая деятельность
- 3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
- Особенности внимания
- Восприятие
- Мышление
- Особенности речевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 4
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
- 4.5. Жестовая речь глухих
- 4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава 5 дети с нарушениями зрения
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста
- 5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения1
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Внимание при нарушениях зрения
- 5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
- 5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- 5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих
- 5.10. Память
- 5.11. Мышление детей с недостатками зрения
- 5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения
- 5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- 5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения. Особенности эмоций и чувств у слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- Глава 6
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.2. Психическое развитие при детском церебральном
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- 6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 7
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- 8.1. Направления практического применения психологических исследований
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей
- 8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
- Глава 1. Общие проблемы специальной
- Глава 2. Умственно отсталые дети 18
- Глава 3. Задержка психического развития ...45
- Глава 4. Дети с нарушениями слуха 76
- Глава 5. Дети с нарушениями зрения 107
- Глава 6. Дети с церебральным параличом 198
- Глава 7. Слепоглухие дети 212
- Глава 8. Прикладные проблемы специальной