logo
Основы специальной педагогики и психологии / 3 поддержка / Полнотекстовая библотека / Лубовский Специальная психология

Внимание

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в ка­честве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Американские психологи и клиницисты описывают “синдром де­фицита внимания”, часто сочетающийся с гиперактивностью , как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункци­ями и многих детей с трудностями в обучении. Проявления недо­статочности внимания у дошкольников с задержкой психическо­го развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенно­стями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Детиплохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неус­тойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой дея­тельности, которой занимаются дети.

Вместе с тем необходимо отметить, что в исследовании, в ко­тором проводилась сравнительная оценка показателей внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития, нор­мально развивающихся и умственно отсталых, установленные раз­личия (показатели детей рассматриваемой категории занимают среднее положение) не достигают статистически значимых вели­чин (И. А. Коробейников, 1980). Можно предположить, что такая картина определяется значительно большей сосредоточенностью детей в условиях индивидуального лабораторного эксперимента, где деятельность ребенка регулируется и стимулируется взрослым и сведены к минимуму различные отвлекающие воздействия. Иное наблюдается в условиях свободного поведения ребенка дома или в группе детского сада, когда в значительно большей мере прояв­ляется несформированность, слабость саморегуляции психической деятельности и недостаточность мотивации. В таких условиях де­фицит внимания становится более очевидным.

Недостатки внимания детей с задержкой психического разви­тия в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.

Память

По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психиче­ского развития обладают худшей памятью, чем их нормально раз­вивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследова­ния показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.

Так, в экспериментах И. А. Коробейникова (1980) на запоми­нание 10 слов средний показатель непосредственной кратковре­менной памяти детей с задержкой развития был несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей, и выше, чем у умственно отсталых дошкольников, но различия ни в одну, ни в другую сто­рону не достигали значимых величин. Несколько иная картина получена при отсроченном воспроизведении , которое характери­зует долговременную память: разрыв между показателями детей интересующей нас группы и умственно отсталых увеличился и достиг значимой величины (при р < 0,05), а между результатами дошкольников с задержкой психического развития и нормально развивающихся по-прежнему был статистически недостоверным.

В исследовании, проводившемся в психологической лаборато­рии Института коррекционной педагогики, рассматривалась образная и словесная память детей в условиях непреднамеренного упоминания.

Перед детьми на специальном планшете выкладывались пос­ледовательно 12 карточек с изображениями разных предметов. Ре­бенок должен был назвать каждый предмет сразу же после того, как очередная картинка была положена. Задача запоминания не ставилась. Затем все картинки убирались. После они снова предъяв­лялись по одной, а обследуемый должен был указать место на планшете, где раньше находилась данная картинка.

Таким образом, были получены данные, характеризующие зри­тельную память детей. Среднее количество воспроизведений места расположения картинки дошкольниками с задержкой психиче­ского развития (9,3) было хотя и меньшим, но довольно близким к соответствующему показателю нормально развивающихся (10,5) и значительно отличалось от показателя умственно отсталых де­тей (6,9). Детальный количественный и качественный анализ по­казывает, что образная память детей с задержкой психического развития менее точна, чем у нормально развивающихся дошколь­ников. Хотя примерно у 60 % детей описываемой группы средние результаты совпадали с показателями дошкольников без откло­нений в развитии, показатели остальных были заметно ниже. Сре­ди последних часто наблюдались неточные указания места кар­тинки — рядом с истинным ее местом или по диагонали от него. Разброс показателей в группе детей с задержкой психического развития был значительно более широким, чем в группе нор­мально развивающихся. Следовательно, среди старших дошколь­ников с задержкой психического развития наблюдаются значи­тельные различия по уровню развития элементарной образной памяти, каковой является память на месторасположение предметов.

Следующим этапом этого эксперимента было выявление осо­бенностей запоминания слов — названий изображенных предме­тов. Результаты воспроизведения словесных обозначений были более низкими, чем показатели образной памяти у детей всех трех сравниваемых групп: у нормально развивающихся детей -- 8,7 слова; у детей с задержкой психического развития — 8,5; у ум­ственно отсталых — 5,9. Таким образом, прежде всего обнаружи­вается меньшая эффективность словесного запоминания по срав­нению с наглядной памятью, а также то, что показатели этого вида памяти у детей с задержкой развития и нормально развива­ющихся практически совпадают, а у умственно отсталых дошколь­ников значительно ниже по сравнению с этими двумя группами. Как и у нормально развивающихся детей, но несколько чаще, у детей с задержкой развития наблюдаются привнесения: они на­зывают слова, обозначающие предметы, отсутствовавшие на кар­тинках, но близкие к представленным по родовому признаку или по ситуации. Трудности запоминания словесного материала отмечаются многими исследователями, изучавшими воспроизведение дошкольниками прослушанных ими фраз или коротких рассказов. Эти воспроизведения оказываются очень несовершенными и не­полными. Конечно, на результатах воспроизведения отрицатель­но сказываются недостатки внимания и речевого развития, но ограниченность словесной памяти, несомненно, имеется.

Таким образом, можно видеть, что, несмотря на некоторое отставание в развитии памяти детей рассматриваемой категории, в ее проявлениях наблюдается та же закономерность, которая про­слеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание (более высокие показатели) наглядно-образной памяти по срав­нению со словесной.