Роль игры в воспитании личности
Игра - важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге «Психология игровой деятельности» определяет игру как «исторически возникший и социально обусловленный вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми деятельности взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».
Термин «игра» имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:
- непродуктивность;
- ориентированность на процесс, а не на результат;
- обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;
- историко-культурная значимость;
- условность игровой ситуации;
- двуплановость;
- ролевая структура;
- быстрая смена ситуаций и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации;
- возможность замещения реальных объектов игровыми.
Существует множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития ребенка. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, конец ХIХ в.) игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование. Образуется избыток энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование.
Первым попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К. Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что «игра объективно - это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих». Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.
Немецкий биолог Э. Геккель и американский психолог и педолог Г.С. Холл рассматривали игру с точки зрения биогенетического закона. «В играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства и т.д. Игра - это своеобразный атавизм биологических и культурных предков; она содействует изживанию инстинктов драчливости, соперничества и других, не совместимых с цивилизацией». На самом деле, в детских играх можно обнаружить приметы прошлого - элементы охоты, собирательства, войны, кочевничества. Однако идея сокращенного повторения основных этапов развития человечества в развитии ребенка не нашла своего подтверждения в науке.
Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил четыре особенности игры: импульсивность; ненаправленность действий; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его точки зрения, лежат общие влечения - влечение к освобождению, слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.
Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с развитием символической функции. Игра, по его мнению, - это деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией.
В отечественной марксистской литературе вопрос о происхождении игры был поставлен Г.В. Плехановым. Игра, считал он, есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. С его точки зрения, под влиянием трудовой деятельности между людьми возникают социальные игры, из которых затем развивается искусство танцев и театрализованных представлений.
Рассмотрение игры как способа бытия культуры, как первичный импульс человеческой истории, дано в известном труде И. Хейзинга «Человек играющий» [19]. Игра, по его мнению, онтологически присущее человеку образование, необходимый способ социальной жизни.
Выявлением исторической и социальной природы игры в отечественной психологии занимались Е.А. Аркин [10], Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др. Л.С. Выготский в статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» отмечал, что игра создает «зону ближайшего развития», в ней ребенок становится «как бы на голову выше самого себя». Д.Б. Эльконин, рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, выделил такие новообразования: развитие мотивационно-потребностной сферы. В раннем детстве ребенок поглощен предметами и способами действий с ними. Позднее он начинает выполнять их самостоятельно, отделяясь от помогающего ему взрослого и пытаясь подражать ему. Далее ребенок стремится стать взрослым и реально осуществлять функции, присущие взрослым в игре. «Происходит переход от мотивов, имеющих форму дологических, аффективно окрашенных, непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности»;
преодоление познавательного эгоцентризма. В игре происходит смена одной познавательной позиции на другую. Ребенок в игре должен принимать во внимание роль своего партнера. При этом меняется не только точка зрения, но и отношение к партнеру в соответствии с ролью;
развитие умственных действий. В ходе игры происходит развитие познавательных способностей в связи с переходом на более высокие этапы умственного развития;
развитие произвольного поведения. В игре ребенок отказывается от сиюминутных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Поведение становится произвольным.
Процесс контроля за ходом игры осуществляется с помощью формирующейся способности к рефлексии. Особенно заметно это у детей 4-6 лет. «Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка» (Д.Б. Эльконин).
Г.Л. Лэндрет определяет игру как «произвольную, внутренне мотивированную деятельность, которая предусматривает гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет». По его мнению, игра для ребенка является таким же средством выражения мыслей и чувств, как речь для взрослого. Дошкольнику легче проявить свои переживания в игровых действиях с помощью игрушек, чем рассказать о них. Игра может открыть то, что пережил ребенок, как он реагирует на это, какие желания, мечты и потребности испытывает.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
1. Игра - понятие многозначное. Оно обозначает целый спектр человеческих занятий - от досуговой до деловой сферы. Игра является средством воспитания и самовоспитания на разных возрастных этапах, методом познания, способом жизнедеятельности и ребенка и взрослого.
2. Игры - свободная, естественная и творческая форма проявления детей, а также средство их самовыражения.
3. Игра выражает насущные потребности растущего организма. «Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют» [9].
4. Игра создает условия для формирования способностей к общению и развитию интеллекта.
Игра выполняет ряд функций:
1. Функцию самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. В этом плане важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она реализуется не только в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среду.
2. Коммуникативную. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.
3. Диагностическую. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и утверждает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.
4. Терапевтическую. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к обстоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало. Психологи, работавшие в Армении после землетрясения, обратили внимание на то, как дети повторяли эту трагическую ситуацию в игре. Дети строили домики из кубиков и разрушали их. Домики ломались, кругом были убитые и раненые, спасатели и врачи оказывали им помощь. Такие игры продолжались несколько недель. Смысл их для ребенка заключался в том, чтобы в безопасной для себя обстановке заново проиграть травматические ситуации, после чего острота переживания снижалась.
Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. К примеру, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой - являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».
5. Функцию коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую, функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную - как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.
6. Развлекательную. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра - тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра, как развлечение может способствовать здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки. Игры-развлечения могут использоваться при организации праздников, а также как демонстрация родителям и педагогам для использования в воспитательных целях.
7. Функцию реализации задач возраста. Для дошкольника и младшего школьника игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.
- Учебник для вузов
- Под редакцией н.В. Клюевой
- Предисловие
- Глава 1. Педагогическая психология как предмет изучения
- Предмет, задачи и структура педагогической психологии
- План семинара
- Основная литература
- Принципы и методы педагогической психологии Принципы педагогической психологии
- Методы педагогической психологии
- Характеристика методов
- Основная литература
- Исторические аспекты развития педагогической психологии
- Глава 2. Образование как социокультурный феномен
- Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества
- Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества
- Основная литература
- Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса
- Задачи становления субъектности на разных этапах онтогенеза
- План семинара
- Дополнительная литература
- Концепции педагогического процесса и его психологические основания
- Цели образования
- Роль целостной личности в образовании
- Традиционные концепции образования
- Культурологический подход в образовании
- Альтернативные концепции
- Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме
- Принципы проектирования содержания и методов образования
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. Психологические основы труда учителя
- Психологические исследования труда учителя
- Дополнительная литература
- Место психологии в деятельности педагога Проектирование педагогической деятельности. Рефлексивная психология и ее место в деятельности педагога.
- Педагогическое общение
- Компоненты педагогического общения
- Функции педагогического общения
- Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
- Ситуация как структурная единица педагогического общения
- Объективная реальность
- Психологическое обеспечение педагогического общения
- Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуации
- Предпосылки успеха в педагогическом общении
- Техника педагогического общения
- Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности учителя
- Психология педагогического воздействия Понятие педагогического воздействия. Стратегии воздействия
- Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия
- Пример из практики
- Пример из практики
- Виды педагогического воздействия
- Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики
- Теория ролей и конструирование ситуаций педагогического воздействия
- План семинара
- Педагогические способности Роль педагога в образовании как процессе развития способностей
- Соотношение общих и специальных (педагогических) способностей
- Уровни педагогических способностей
- Значение педагогических способностей
- Структура и динамика педагогических способностей
- Уровни результативности деятельности учителя
- Закономерности и механизмы развития педагогических способностей
- Показатели уровня развития педагогических способностей
- План семинара
- Индивидуальные стили педагогической деятельности Психологическое сопровождение индивидуального стиля деятельности педагога
- Соотношение типического и индивидуального в деятельности педагога
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- Влияние педагогической ситуации на проявления личностных качеств учителя
- Влияние личности учителя на педагогическую ситуацию
- Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности
- Виды стилей деятельности учителя
- Проблема компенсации и индивидуального стиля деятельности
- Психологические механизмы индивидуального стиля общения
- Приемы противостояния манипулированию
- Глава 4. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития педагога
- Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов)
- План семинара
- Дополнительная литература
- Психологическое обеспечение деятельности педагога
- Индивидуальная работа психолога с учителем
- Предмет работы ведущего в группе
- Работа с личностью
- Работа с группой
- Роль психолога в тренинге
- Методические средства, используемые в тренинге
- Активные методы обучения в работе с педагогами
- Психология педагогического коллектива
- Психологические основы организации педагогической деятельности
- Глава 5. Психология воспитания
- Основные понятия психологии воспитания
- Психологические аспекты воспитательных технологий
- Особенности воспитания на разных возрастных этапах
- Влияние семьи на формирование личности
- Воспитание ребенка в семье Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности
- Влияние матери и отца на развитие ребенка
- Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
- Диагностика родительско-детских отношений
- Модели работы психолога с семьей
- Индивидуальное консультирование родителей
- Родительские группы
- План семинара
- Роль воспитания в моральном развитии личности
- Основная литература
- Воспитание личности в культуре
- Роль игры в воспитании личности
- Классификация игр
- Роль игры в психическом развитии ребенка
- Игра как метод психологической коррекции и терапии
- Влияние средств массовой информации на воспитание личности
- План семинара
- Основная литература
- Воспитание личности в изобразительной деятельности
- Влияние сказки на формирование личности
- Психологический анализ сказок
- Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
- Сказка как метод психологической диагностики
- Четвертая сказка: «Похороны»
- Роль детского коллектива в воспитании личности
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 6. Психология обучения
- Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность Задача психологии обучения
- Психологические составляющие обучения
- Учебная деятельность как система
- Концепции обучения и их психологические основания
- Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения
- Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения
- Приемы и техники управления учащимися на уроке
- План семинара
- Психологические аспекты компьютеризации образования
- План семинара
- Приложения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи службы .
- 1. Целями Службы являются:
- 2. Задачи Службы:
- III. Организация деятельности службы
- IV. Основные направления деятельности службы
- V. Обеспечение деятельности службы
- Правила общения с ребенком
- Клюева Надежда Владимировна,
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,