Роль детского коллектива в воспитании личности
Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек - существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок - существо формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне. На разных этапах социализации влияние группы на ребенка имеет различное значение. На дошкольника влияет прежде всего ближнее социальное окружение (семья). При поступлении ребенка в школу - классный и педагогический коллектив. В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Старшие школьники во многом зависимы от мнения дальнего социального окружения.
Рассмотрим более подробно, какое влияние оказывает классный коллектив на воспитание личности школьника. Среди малых контактных групп, членом которых является школьник, обычно наибольшее влияние на его развитие оказывает школьный класс. В данный период жизни учебная деятельность является для ребенка ведущей, контакты с классом имеют регулярный и продолжительный характер, успешность обучения в школе обычно рассматривается как главный критерий его интеллектуального уровня, социализации и общего развития. Психологические исследования влияния класса на развитие личности школьника ведутся давно и продуктивно [2], [3], [7], [11].
Класс оказывает на формирование и развитие школьника очень большое влияние. Это связано прежде всего с возможностями, предоставляемыми классом для удовлетворения школьником базовых социальных потребностей: в общении, в самоактуализации, в общественном признании. Их реализация влияет на принятие ребенком класса, на идентификацию с ним, на осознание себя как члена данной группы, на эмоциональное самочувствие, что так или иначе влияет на мировосприятие, самооценку, на отношение к ценностям, носителем которых является класс. Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения школьника, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям.
Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Поскольку наибольшим влиянием обладают полярные характеристики статуса, обычно психологи обращают внимание на лиц с высоким и низким статусом.
Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности класса, в которые обычно включается значимость учебной деятельности, ребенок старается лучше учиться, что ведет к ускоренному когнитивному, интеллектуальному развитию. Однако с «благополучными» в этом отношении детьми дело не всегда обстоит хорошо. В частности, если класс принимает неприемлемые социальные ценности, для ребенка с высоким статусом и ярко выраженной реакцией группирования со сверстниками значимость взаимоотношений с одноклассниками может оказаться выше отношений со взрослыми, учебной деятельности и прочих социально приемлемых ценностей.
Вместе с тем намного больше психологических проблем возникает с детьми, чье положение в классе можно расценить как неблагополучное. Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками или испытывающий коммуникативную депривацию, растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков. Переживания по поводу своего статуса влияют на эмоционально-мотивационные качества личности школьника. Не находя эмоционального сочувствия среди одноклассников, защищая себя, ребенок может пойти на отвергание не принимающих его людей, значимой для них деятельности и принимаемых ими ценностей. Устойчивые отрицательные переживания могут привести к формированию депрессивных эмоциональных состояний, акцентуаций характера и т.п.
Серьезные изменения могут происходить в мотивационной сфере: низкий внутригрупповой статус часто ведет к низкой самооценке и падению уровня притязаний. При сниженной идентификации себя с группой школьник может сформировать свою специфическую систему ценностей, терминальные ценности при этом могут не совпадать с групповыми, а инструментальные будут ориентированы на индивидуальное решение проблем. Своеобразная «принудительная интровертированность» может привести к снижению прогнозируемости поведения школьника и возможности влиять на него.
Невозможность удовлетворить потребность в общении ведет к попыткам найти коллективы сверстников, альтернативные школьному. Неприятие классом ребенка может приводить к отказу от учебной деятельности и связанных с ней объектов как значимой ценности и замене альтернативными. На практике это означает, что ребенок может переключиться со школьного общения на общение в рамках дворовой или какой-либо иной компании, отвергающей социально значимые ценности и принимающей цели асоциальные или антисоциальные. Часто такие альтернативные подростковые группировки дают оценку поступкам ребенка, противоположную принятым в школе: если в школе грубое поведение, то в таких группах грубость может рассматриваться как геройство.
Таким образом, класс оказывает на формирование и развитие личности школьника достаточно большое влияние. В зависимости от статуса, занимаемого ребенком в группе, у него может формироваться тот или иной комплекс психологических особенностей.
В работе школьного психолога исследование и коррекция внутригрупповых отношений должны занимать важное место. В качестве ориентировочных программ исследования могут быть использованы различные схемы анализа классного коллектива.
Основным методом исследования взаимоотношений в детской группе является социометрия, которая позволяет выявить статус ребенка в классе и его экспансивность, разделение класса на микрогруппы, взаимоотношения между микрогруппами, отношение микрогрупп к отдельному школьнику и школьника к этим микрогруппам, а также ряд других важных задач.
Для получения необходимых данных важно психологически грамотно провести исследование взаимоотношений: установить величину социометрического ограничения (при параметрической процедуре), выбрать необходимую систему социометрических критериев (эмоциональный - деловой, положительный - отрицательный, вертикальный - горизонтальный, коммуникативный - гностический), провести опрос, обработать и интерпретировать полученные данные, установить психологические причины выявленных проблем и разработать систему мер по их коррекции.
Работа психолога с учащимся будет зависеть от его внутригруппового статуса [4]. При работе с изолированными и отверженными необходимо выяснить причины такой позиции школьника (коммуникативная мотивация, коммуникативные навыки, ценностно-ориентационный конфликт с группой и т.п.) и определить основные направления работы с ним: индивидуальная или групповая коррекционная работа, интеграция школьника в классный коллектив и т.д.
В работе с лидерами, особенно с негативными, возможны разные направления диагностической и коррекционной работы. Такая работа требует выявления объективных и субъективных причин возникновения в группе подобного лидерства и учет этих причин в работе с индивидом и группой: наличие у негативного лидера определенных индивидуально-психологических характеристик предполагает их коррекцию; наличие определенной группы поддержки - работу с этими «приближенными» или создание условий, когда это взаимовлияние сводится к минимуму; недостатки в работе группы - их устранение, неэффективный тип управления классом - работа с руководством и т.д.
Вопросы и задания
Могут ли родители повлиять на статус ребенка в классе?
Может ли учитель сообщать ученику результаты социометрического исследования?
Составьте программу исследования и сформулируйте социометрические критерии для решения следующих психолого-педагогических задач:
а) ученица шестого класса подвергается постоянным насмешкам одноклассников;
б) ученик девятого класса сплотил вокруг себя группу ребят и оказывает отрицательное влияние
на одноклассников, которые проявляют старание в учебе.
Предложите возможные способы работы с этими учениками.
План семинара «Школьник и класс»
1. Роль класса в формировании личности школьника.
2. Внутригрупповой статус и развитие личности учащегося.
3. Диагностика внутригрупповых взаимоотношений.
4. Работа по коррекции внутригрупповых взаимоотношений.
- Учебник для вузов
- Под редакцией н.В. Клюевой
- Предисловие
- Глава 1. Педагогическая психология как предмет изучения
- Предмет, задачи и структура педагогической психологии
- План семинара
- Основная литература
- Принципы и методы педагогической психологии Принципы педагогической психологии
- Методы педагогической психологии
- Характеристика методов
- Основная литература
- Исторические аспекты развития педагогической психологии
- Глава 2. Образование как социокультурный феномен
- Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества
- Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества
- Основная литература
- Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса
- Задачи становления субъектности на разных этапах онтогенеза
- План семинара
- Дополнительная литература
- Концепции педагогического процесса и его психологические основания
- Цели образования
- Роль целостной личности в образовании
- Традиционные концепции образования
- Культурологический подход в образовании
- Альтернативные концепции
- Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме
- Принципы проектирования содержания и методов образования
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. Психологические основы труда учителя
- Психологические исследования труда учителя
- Дополнительная литература
- Место психологии в деятельности педагога Проектирование педагогической деятельности. Рефлексивная психология и ее место в деятельности педагога.
- Педагогическое общение
- Компоненты педагогического общения
- Функции педагогического общения
- Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
- Ситуация как структурная единица педагогического общения
- Объективная реальность
- Психологическое обеспечение педагогического общения
- Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуации
- Предпосылки успеха в педагогическом общении
- Техника педагогического общения
- Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности учителя
- Психология педагогического воздействия Понятие педагогического воздействия. Стратегии воздействия
- Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия
- Пример из практики
- Пример из практики
- Виды педагогического воздействия
- Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики
- Теория ролей и конструирование ситуаций педагогического воздействия
- План семинара
- Педагогические способности Роль педагога в образовании как процессе развития способностей
- Соотношение общих и специальных (педагогических) способностей
- Уровни педагогических способностей
- Значение педагогических способностей
- Структура и динамика педагогических способностей
- Уровни результативности деятельности учителя
- Закономерности и механизмы развития педагогических способностей
- Показатели уровня развития педагогических способностей
- План семинара
- Индивидуальные стили педагогической деятельности Психологическое сопровождение индивидуального стиля деятельности педагога
- Соотношение типического и индивидуального в деятельности педагога
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- Влияние педагогической ситуации на проявления личностных качеств учителя
- Влияние личности учителя на педагогическую ситуацию
- Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности
- Виды стилей деятельности учителя
- Проблема компенсации и индивидуального стиля деятельности
- Психологические механизмы индивидуального стиля общения
- Приемы противостояния манипулированию
- Глава 4. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития педагога
- Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов)
- План семинара
- Дополнительная литература
- Психологическое обеспечение деятельности педагога
- Индивидуальная работа психолога с учителем
- Предмет работы ведущего в группе
- Работа с личностью
- Работа с группой
- Роль психолога в тренинге
- Методические средства, используемые в тренинге
- Активные методы обучения в работе с педагогами
- Психология педагогического коллектива
- Психологические основы организации педагогической деятельности
- Глава 5. Психология воспитания
- Основные понятия психологии воспитания
- Психологические аспекты воспитательных технологий
- Особенности воспитания на разных возрастных этапах
- Влияние семьи на формирование личности
- Воспитание ребенка в семье Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности
- Влияние матери и отца на развитие ребенка
- Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
- Диагностика родительско-детских отношений
- Модели работы психолога с семьей
- Индивидуальное консультирование родителей
- Родительские группы
- План семинара
- Роль воспитания в моральном развитии личности
- Основная литература
- Воспитание личности в культуре
- Роль игры в воспитании личности
- Классификация игр
- Роль игры в психическом развитии ребенка
- Игра как метод психологической коррекции и терапии
- Влияние средств массовой информации на воспитание личности
- План семинара
- Основная литература
- Воспитание личности в изобразительной деятельности
- Влияние сказки на формирование личности
- Психологический анализ сказок
- Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
- Сказка как метод психологической диагностики
- Четвертая сказка: «Похороны»
- Роль детского коллектива в воспитании личности
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 6. Психология обучения
- Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность Задача психологии обучения
- Психологические составляющие обучения
- Учебная деятельность как система
- Концепции обучения и их психологические основания
- Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения
- Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения
- Приемы и техники управления учащимися на уроке
- План семинара
- Психологические аспекты компьютеризации образования
- План семинара
- Приложения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи службы .
- 1. Целями Службы являются:
- 2. Задачи Службы:
- III. Организация деятельности службы
- IV. Основные направления деятельности службы
- V. Обеспечение деятельности службы
- Правила общения с ребенком
- Клюева Надежда Владимировна,
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,