logo

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru

ООО «Полиграфист».

160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.

Содержание

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ 1

Под редакцией Н.В. КЛЮЕВОЙ 1

Предисловие 2

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ 3

Предмет, задачи и структура педагогической психологии 3

Принципы и методы педагогической психологии 6

Исторические аспекты развития педагогической психологии 14

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 19

Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества 20

Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса 24

Концепции педагогического процесса и его психологические основания 31

Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме 37

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 42

Психологические исследования труда учителя 42

Место психологии в деятельности педагога 44

Педагогическое общение 47

Психология педагогического воздействия 62

Педагогические способности 73

Индивидуальные стили педагогической деятельности 80

Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов) 90

Психология педагогического коллектива 105

Глава 5. психология ВОСПИТАНИЯ 112

Основные понятия психологии воспитания 112

Психологические аспекты воспитательных технологий 117

Особенности воспитания на разных возрастных этапах 123

Влияние семьи на формирование личности 134

Воспитание личности в культуре 147

Воспитание личности в изобразительной деятельности 155

Влияние сказки на формирование личности 157

Роль детского коллектива в воспитании личности 164

Глава 6. Психология ОБУЧЕНИЯ 167

Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность 167

Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения 187

Приемы и техники управления учащимися на уроке 191

Психологические аспекты компьютеризации образования 200

Приложения 203

Содержание 208

209