logo
8 семестр

Тема 18. Формирование художественно-творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Возможные пути создания творческих и проблемных ситуаций в познавательной деятельности. Проблема обучения и творчества на уроках изобразительного искусства. Приемы создания эмоциональной основы творческого процесса восприятия и созидания. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей.

Формирование художественно-творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства является одной из главных задач педагога. Активность учебного процесса – результат мобилизации всех сил учащихся: их восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, для того, чтобы преодолеть трудности в работе над рисунком. Основные предпосылки активности учебного процесса – понимание детьми задач изображения и эмоциональное отношение к изображаемому и к самому процессу рисования. Для повышения качества всего процесса рисования необходимо возбудить у детей эмоциональное отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы.

Чаще всего низкая творческая активность школьников объясняется недостаточным вниманием учителя к мотивации задания. Случается это тогда, когда предложенная тема далека от интересов детей или не дает им возможности для проявления своей инициативы, реализации своего замысла. Другие типичные просчеты: подмена совместных действий учителя и учеников словесными определениями и рассуждениями, подмена показа произведений искусства и методических пособий их словесными объяснениями, недостаток времени на творчество детей.

Существуют несколько условий для успешного формирования творческой активности. Наиболее трудно достижимым и одновременным самым необходимым условием успеха художественных занятий является создание творческой атмосферы на уроке. Значительную роль в повышении творческой активности и сознательности процесса рисования играет разнообразие постановки конкретных задач изображения. В каждом задании ставится новая конкретная задача, которая подсказывает рисующему новое решение, заинтересовывает его и активизирует процесс изображения.

Существенным условием, повышающим художественную активность учащихся, является разнообразие технических приемов выполнения работ, связанное с введением новых изобразительных материалов. И, наконец, проблемное обучение, направленное на активизацию мыслительной деятельности ученика, на развитие его творческих способностей, которое базируется на нахождении нового способа действия при новых условиях. (Внутренние процессы решения проблем сопряжены с догадкой, удивлением, озарением, напряжённым размышлением, поиском аргументов и доказательств).

Главную особенность проблемного обучения на уроках изобразительного искусства составляет личностная, художественно-эмоциональная направленность проблемной ситуации, выраженная в результате, который всегда отличен от прежнего опыта ученика и от опыта других, т.е. всегда уникален. Причём, уникальность результата может отражаться и в содержании, и в форме его выражения.

Механизм проблемной ситуации как дидактического процесса проявляется в динамике противоречия, заложенного в объекте изображения и восприятия противоречия в форме проблемных задач, вопросов, упражнений, творческих заданий, разрешаемого в процессе обучения.

Например, проблема “цвет и освещение” в пейзаже. Проблемная ситуация может быть создана при поиске ответов на вопрос. ”Можно ли передать солнечное освещение, не изображая самого солнца?” Вывод: надо избрать тени. В процессе следующих поисков на материале своих рисунков выясняется: как располагаются тени? От чего зависит цвет? Какого цвета тени? От чего зависит цвет освещённых и затенённых частей предметов, пространства? Почему тени в пейзажах разных художников разного цвета?

В младшем подростковом возрасте проблемное общение происходит в эмоционально-игровой ситуации, близкой эмоционально-образной природе искусства.

Эта особенность сохраняется и в 5-6 классах. Ученики 7-х классов могут уже вполне сознательно подойти к поискам адекватных замыслу способов изображения на основе рассуждения, доказательств, использования гипотез, осознанного выбора различных технических приёмов.

У учащихся младших классов подобный процесс чаще основан на интуиции и можно сказать, что проблемный процесс создания художественного образа начинается от эмоционально-чувственного – к познавательному, а затем к практическому созданию художественного образа на основании проблемного диалога учителя и учащихся.

Большой эмоциональный, познавательный и воспитательный эффект при подведении итогов вызывают умение и способность учителя вместе с учащимися выделить в работах:

- степень новизны, открытия;

- оригинальность решения замысла, темы;

- степень самостоятельности в решении поставленной задачи;

- степень умений в использовании различных материалов, техник;

- степень умений “переноса” известных, усвоенных ранее знаний и навыков в новые ситуации.

Кроме того, специфика художественного познания, процесса создания нового продукта в изобразительной деятельности в условиях проблемного обучения позволяет говорить не только о необходимости создания проблемных ситуаций для создания художественного образа, но и ситуаций, направленных на оценку учащимися их личной, собственной деятельности, а также деятельности их товарищей:

- оценку процесса поисков выразительных средств;

- оценку результата этих поисков на основе критериев, предложенных в начале учителем, а затем и собственно учащимися.

Игровые методы и приемы в художественном образовании детей

О важности игры в художественном образовании детей писал еще Леонардо да Винчи, который предлагал проводить с детьми игры для развития воображения, глазомера. К. Д. Ушинский «во всех учебных заведениях ввел бы теоретический курс по изучению игры». Наиболее серьезное изучение игры началось в начале 20 века. Проблемам игрового обучения посвящены работы М. Монтессори, А.Н. Леонтьева, Н.П. Саккулиной, Л.С. Выготского. Д.Б. Эльконин в классической работе «Психология игры» дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значении для психического развития ребенка.

В современных исследованиях (С.А. Шмаков) описывается широкий спектр значений игры: социокультурное как средство межнациональной коммуникации, средство самореализации, игротерапевтическое, обучающее, развивающее, познавательное, развлекательное.

Игра, по мнению психологов, позволяет свободно упражнять развивающиеся способности. На различных этапах жизни игры приобретают особенности, связанные с возрастом человека. В детские годы игра – главный вид деятельности. Когда ребенок поступает в школу, игра отходит на второй план.

Об играх на занятиях изобразительным искусством пишут не так уж много педагогов. В основном, для начальной школы – Е.Л. Зеленина, А.А. Баранов, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Так, Шпикалова Т.Я., определяя методические условия для освоения народного искусства, указывает на необходимость использования народных игр, чтобы дать возможность ребенку в игровой и творческой атмосфере почувствовать себя частью своего народа.

Зеленина Е.Л. определяет дидактическую игру «как познавательную деятельность, проходящую в игровом контексте». К игровым формам работы с детьми на уроке она относит дидактические игры, упражнения, кроссворды, викторины, КВНы, праздники. Все они делятся на группы: 1- направленные на усвоение эстетических знаний, 2- на приобретение художественно-творческого опыта, 3- формирование художественно-графических умений и навыков. Она выделяет такую структуру дидактической игры: задача, игровое действие результат.

Игровой стиль обучения предполагает изобретательность учителя. Для учителя изобразительного искусства игра – это только метод интенсификации процесса обучения, это, прежде всего, эффективный прием раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.

Психолого-педагогические требования к эффективному моделированию и руководству игровой деятельностью в области художественного образования:

- наличие художественно-образного начала,

- соответствие программе,

- наличие образовательной, развивающей и воспитательной цели,

- доступное содержание,

- существование в конструкции игры препятствий и их преодоление,

- дух соревнования и состязания, (но не обязательно),

- время игры, свободное от других эмоциональных переживаний,

- обязательное присутствие в игре юмора,

- оптимальный подбор оборудования,

- учет возрастных особенностей.

Анализ педагогической литературы позволяет разделить все виды игр на две большие группы: дидактические и ролевые.

К первой группе относятся игры, представляющие учебную деятельность, облаченную в форму игры, которая выступает своеобразным катализатором процесса познания предметного мира, активизации деятельности.

Вторая группа – это игры, в процессе которых учащиеся играют роли, уподобляясь героям определенной сюжетной ситуации. Этот прием наиболее близок психологической природе младших школьников. Уподобляясь кому-либо, дети легко включаются в драматическую игру, процесс которой активизирует весь их творческий потенциал, что незамедлительно сказывается на результатах изобразительной деятельности. Сюжетно-ролевые игры развивают у учащихся навыки речевого общения и взаимодействия. В процессе таких игр активизируется эмоционально-эстетическая отзывчивость и творческое воображение учащихся.

Одним из эффективных средств организации дидактических игр на уроках изобразительного искусства являются динамические таблицы – плоские наглядные пособия с подвижными и взаимозаменяемыми элементами, манипулирование которыми позволяет учителю изменять композицию изображения на плоскости таблицы. В основе конструкций динамических пособий по композиции лежат аппликативный материал и плоскость фон, на котором размещаются аппликативные элементы композиции.

Литература

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Метод.пособие.- Творч.центр, М., 2006.

  2. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. – М., Просвещение,1996.

  3. Игры на все случаи жизни: Метод.рекомендации/авт.-сост. А.В. Петров. НовГУ, 1995.

Вопросы для закрепления

1. Какое значение имеет создание проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства для художественного развития детей?

2. Выберите из школьной программы по изобразительному искусству любой класс и попытайтесь определить, на каких уроках целесообразно создание проблемных ситуаций?

3. На примере одного урока попытайтесь спроектировать проблемную ситуацию как средство активизации деятельности учащихся, организации их поисковой деятельности.