Тема 24. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей
Научно-исследовательская работа по методике преподавания изобразительного искусства в школе. Курсовые и дипломные работы. Цели и задачи дипломных работ по специальности "Изобразительное искусство". Преемственность реферативных, курсовых и дипломных работ в рамках одного курса.
Структура и содержание дипломных работ. Требования ГОСа специальности 050602 - "Изобразительное искусство" к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы. Положение о выпускной квалификационной работе выпускника НовГУ. Дополнение к Положению об итоговой государственной аттестации выпускника факультета искусств и технологий.
Основные направления исследовательской работы в области художественной педагогики. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования. Обоснование актуальности темы с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.). Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования, в котором представлены: история исследуемой проблемы, общетеоретические научные положения, характеризующие объект исследования; (искусствоведческие, дидактические, методические, психологические положения). Констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытно-экспериментальной работы, их подготовка и проведение.
Организация опытно-экспериментальной работы. Констатирующий эксперимент. Выбор методов исследования и сбора информации (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа и др.). Наблюдение, как средство познания, дающее первичную информацию (планомерность, целенаправленность, активность, систематичность как необходимые условия объективности). Критерии оценки изобразительной деятельности детей.
Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности детей – метод срезов, тесты. Формирующий эксперимент как средство изучения явлений и процессов в строго контролируемых и управляемых условиях. Организация и проведение формирующего (обучающего) эксперимента с целью проверки научного предположения. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента (планирование, разработка методов и средств для проведения наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдения и т.д.) Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений: письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.). Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций по результатам обучающего эксперимента.
- 8 Семестр
- 4. Примерные вопросы к экзамену по теории и методике обучения изобразительному искусству
- Практические задания
- IV курс, 8 семестр Тема 15. Методика проведения уроков тематического рисования и иллюстрирования литературных произведений
- 4. Связь тематического рисования с другими видами изобразительной деятельности школьников.
- 5.Принципы анализа и критерии оценки детских тематических работ.
- Тема 16. Методика организации бесед об изобразительном искусстве
- 1.Роль и место уроков-бесед в системе задач обучения изобразительному искусству в школе.
- 3. Беседы об искусстве в 5-8 классах.
- 4. Художественное восприятие и методы его формирования у школьников
- Тема 17. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база
- Тема 18. Формирование художественно-творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства
- Тема 19. Формирование нравственно-эстетической оценки окружающей действительности и искусства.
- Тема 20. Эстетическая среда школы и задачи учителя изобразительного искусства
- Тема 21. Специфика и содержание уроков на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровне обучения
- Тема 22. Внеклассная работа по изобразительному искусству в школе – задачи и содержание
- Тема 23 специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования
- Тема 24. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Изобразительное искусство