Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
Настоящий порядок устанавливает процедуру и критерии проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (далее именуются игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и реализации в Российской Федерации.
Настоящий порядок предназначен для использования Художественно-техническим советом по игрушке при Министерстве образования Российской Федерации (далее именуется ХТС по игрушке) и комиссиями по игрушке территориальных органов образования в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются комиссии по игрушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, импортом и реализацией игрушек.
Психолого-педагогическую экспертизу игрушек осуществляют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов, социологов, художников, искусствоведов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.
Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготовлены к серийному производству в Российской Федерации или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.
Допускается проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией в торговой сети.
В целях более ранней проработки психолого-педагогической направленности игрушки рекомендуется направлять на психолого-педагогическую экспертизу на стадии разработки.
5. Для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек на стадии поставки продукции на производство представляются: образец-эталон игрушки в двух экземплярах либо макет (модель) игрушки в одном экземпляре, ее техническое описание, конфекционная карта и сопроводительное письмо предприятия-изготовителя с указанием названия игрушки, ее размеров, материалов, из которых она изготовляется, возраста детей, для которых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора – разработчика игрушки.
Для проведения психолого-педагогической экспертизы импортируемых игрушек на стадии заключения контракта или перед их реализацией торговой сетью представляются образец-эталон игрушки в двух экземплярах, сопроводительное письмо заявителя-организации (либо физического лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых она предназначена, страны и предприятия-изготовителя.
Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства.
Представленные образцы-эталоны (макеты либо модели) игрушек и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 дней со дня регистрации.
Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключение должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экспертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и содержать номер протокола и дату заседания, наименование предприятия-изготовителя, название игрушки, краткое описание образца-эталона, фамилию автора-разработчика и указание возраста детей, для которых она предназначена, а также один из выводов:
образец-эталон соответствует психолого-педагогическим требованиям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;
образец-эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;
образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указываются конкретные замечания);
образец (макет либо модель) не соответствует психолого-педагогическим требованиям; реализация не допускается (указываются конкретные причины);
образец-эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка-сувенир;
образец-эталон (макет либо модель) является специальной игрушкой и предназначен исключительно для продажи в специализированных магазинах (секс-шопах) либо для применения в психотерапевтической практике.
К образцам-эталонам выдается паспорт, в котором указываются номер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игрушке, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью, возраст детей, для которых она предназначена, и предприятие-изготовитель игрушки. Паспорт прикрепляется к образцу-эталону и пломбируется.
Один экземпляр образца-эталона игрушки возвращается заявителю. Второй экземпляр образца-эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке или в комиссии по игрушке. Срок и порядок определяются ХТС по игрушке и комиссией по игрушке.
Наличие положительного заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, являются невозможность:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаково-символической функции мышления и других качеств);
дидактические свойства, возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например в электрифицированных игрушках;
возможность применения группой детей, пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера (например, коллективные постройки);
высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание.
Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических процедурах, могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.
При психолого-педагогической экспертизе этих игрушек представляется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.
- Психологическая экспертиза в образовательной практике
- Место психологической экспертизы в современной образовательной практике
- Психологическая оценка уровня актуального развития ребенка на разных возрастных этапах
- Приложение рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек