logo
Лекции ЭД в образовании

Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек

  1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.

  2. В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем – игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требова­ния к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.

  1. Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.

  2. К Методическим указаниям прилагается Общесоюзный классификатор «Промышленная и сельскохозяйственная продукция». Раздел «Иг­рушки и украшения елочные» (М.: Издательство стандартов, 1985).

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требова­ниям двух уровней.

Требования I уровня являются обязательными (исключение составля­ют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике) для пред­приятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии соответствия образцов тре­бованиям I уровня.

Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствова­ния на территории Российской Федерации. Это означает, что для пред­приятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различ­ных налоговых льгот.

Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек посредством требований I уровня основан на принципе «не навреди».

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

  1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

  1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

  1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

  2. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

  3. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских нев­розов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сек­суальных насилий, специальное половое воспитание и др.

При направлении такого рода специальных игрушек в экспертную комиссию в обязательном порядке необходимо представить инструкцию по их применению с указанием возрастной адресованности, специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.

Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия и т. п.

Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.

Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педа­гогического потенциала.

Требования II уровня состоят в следующем:

  1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функ­циях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображе­ния, знаковой символической функции мышления и др.

  2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой де­тей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).

  3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.

  4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомен­даций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения.

Заключение по результатам психолого-педагогической экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка отвечает требованиям II уровня. Эта позиция заключения является основанием для созда­ния режима особого благоприятствования в производстве и торговле.

1 Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. – С. 575.

2 В ситуации, когда ребенок не достиг возраста 6,5 лет на 1 сентября текущего года (п.2.9.5. Санитарных правил и норм – СанПиН 2.4.2. 576-96), оценка его как «неготового» или «условно готового» к началу школьного обучения позволяет отказать родителям (законным представителям) в приеме ребенка в школу.