logo
примерная образовательная прг основного образов

3.1. Базисный учебный план основного общего образования

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (далее базисный учебный план), фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Содержание образования на ступени основного общего образования

обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных и метапредметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям Стандарта, а также формирует нравственные, мировоззренческие и гражданские позиции, профессиональный выбор, выявляет творческие способности обучающихся, развивает способности самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.)

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их семей индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Для второй ступени общего образования представлены четыре варианта базисного учебного плана:

варианты 1,2 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке;

вариант 3 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;

вариант 4 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в том числе в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, где законодательно установлено государственное двуязычие.

При проведении занятий по родному (нерусскому) языку в школах, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский) язык (5–9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку (5–9 кл.), технологии (5-9 кл.), а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определенную базисным учебным планом максимальную учебную нагрузку.

Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.

Базисный учебный план

основного общего образования

Вариант № 1

Предметные

Учебные предметы

Количество часов в неделю

области

 

 

 

классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

 

 

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Филология

Литература

3

3

2

2

3

13

 

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

 

Математика

5

5

10

Математика и

Алгебра

3

3

3

9

информатика

Геометрия

2

2

2

6

 

Информатика

1

1

1

3

 

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

Обществознание

1

1

1

1

1

5

 

География

1

1

2

2

2

8

Основы духовно-

Основы духовно-

1/0

0,5

нравственной культуры

нравственной культуры

народов России

народов России

Физика

2

2

2

6

 Естествознание

Химия

2

2

4

 

Биология

1

1

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

3

 

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

2

2

1

1

6

Физическая

ОБЖ

1

1

1

3

культура и ОБЖ

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

28,5

29

31

31

31

150,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

3,5

4

4

5

5

21,5

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)1

Базисный учебный план

основного общего образования

Вариант № 2

Предметные

Учебные предметы

Количество часов в неделю

области

 

 

 

классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

 

 

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Филология

Литература

3

3

2

2

3

13

 

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

 

Второй иностранный язык

2

2

2

2

2

10

 

Математика

5

5

10

Математика и

Алгебра

3

3

3

9

информатика

Геометрия

2

2

2

6

 

Информатика

1

1

1

3

 

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

Обществознание

1

1

1

1

1

5

 

География

1

1

2

2

2

8

Основы духовно-

Основы духовно-

1/0

0,5

нравственной культуры

нравственной культуры

народов России

народов России

Физика

2

2

2

6

 Естествознание

Химия

2

2

4

 

Биология

1

1

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

3

 

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

2

2

1

1

6

Физическая

ОБЖ

1

1

1

3

культура и ОБЖ

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

30,5

31

33

33

33

160,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

1,5

2

2

3

3

11,5

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)1

Базисный учебный план

основного общего образования

Вариант № 3

Предметные

Учебные предметы

Количество часов в неделю

области

 

 

 

классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

 

 

Русский язык

5

6

3

3

3

20

Филология

Литература

2

2

2

2

3

11

Родной язык и литература

3

3

3

3

3

15

 

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

 

Математика

5

5

10

Математика и

Алгебра

3

3

3

9

информатика

Геометрия

2

2

2

6

 

Информатика

1

1

1

3

 

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

Обществознание

1

1

1

1

1

5

 

География

1

1

2

2

2

8

Основы духовно-

Основы духовно-

1/0

0,5

нравственной культуры

нравственной культуры

народов России

народов России

Физика

2

2

2

6

Естествознание 

Химия

2

2

4

 

Биология

1

1

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

3

 

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

2

2

1

1

6

Физическая

ОБЖ

1

1

1

3

культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

30,5

31

33

34

34

162,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

1,5

2

2

2

2

9,5

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)1

Базисный учебный план

основного общего образования

Вариант № 4

Предметные

Учебные предметы

Количество часов в неделю

области

 

 

 

классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

 

 

Русский язык и литература

5

6

4

4

5

24

Филология

Родной язык и литература

5

6

4

4

5

24

 

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

 

Математика

5

5

10

Математика и

Алгебра

3

3

3

9

информатика

Геометрия

2

2

2

6

 

Информатика

1

1

1

3

 

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

Обществознание

1

1

1

1

1

5

 

География

1

1

2

2

2

8

Основы духовно-

Основы духовно-

1/0

0,5

нравственной культуры

нравственной культуры

народов России

народов России

Физика

2

2

2

6

Естествознание

Химия

2

2

4

 

Биология

1

1

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

3

 

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

2

2

1

1

6

Физическая

ОБЖ

1

1

1

3

культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

30,5

32

33

34

35

164,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

1,5

1

2

2

1

7,5

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)1

Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:

·состав учебных предметов;

·недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также внеурочную деятельность;

·максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;

·направления внеурочной деятельности.