logo
От Федотовой для семинаров

9. Профилактика неуспеваемости и слабой успеваемости.

Основной задачей образования в современном обществе является повышение его качества. Создание условий для повышения качества образования и стало основной заботой, основным направлением работы нашего коллектива на протяжении последних лет.

В числе этих условий можно назвать некоторые:

1. Применение в учебном процессе дифференцированного подхода.

2. Использование активных форм и методов обучения.

3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

4. Разгрузка содержания образования.

5. Умело организованный досуг.

6. Здоровый полноценный отдых и пр.

Одной из основных причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к обучению, которая выражается в трёх разных аспектах.

Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:

• Дифференцированное восприятие;

• Аналитическое мышление;

• Рациональный подход к действительности;

• Логическое запоминание;

• Интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

• Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;

• Развитие тонких движений рук и зрительно- двигательных координаций.

И третье: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:

• Развитие у детей потребности в общении с другими;

• Умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;

• Способность справляться с ролью школьника.

В целях профилактики неготовности к обучению в течение года при школе работает «Школа будущего первоклассника». Все дети микрорайона школы, подлежащие набору в следующем учебном году, получают возможность бесплатно заниматься. Практика показывает, что именно эти дети в дальнейшем становятся более успешными учениками.

При ярко выраженной неготовности личностной, интеллектуальной, социально – психологической неготовности к обучению возникает школьная дезадаптация ребёнка, которая может иметь внутренние и внешние причины. Комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребёнка»: неудовлетворительное состояние здоровья, неумение общаться с окружающими, недостаточный уровень интеллектуального развития ребёнка, его социальная незрелость и т.д. В его преодолении участвуют и родители ребёнка, и учителя, но особенная роль отводится психологу школы, проводящему диагностику и коррекцию психического здоровья, учебной мотивации. Все дети – дезадаптанты обеспечены психолого – медико – педагогическим сопровождением, в том числе, логопеда, социального педагога и общественного воспитателя.

Существуют и «внешние» причины, «проблемы учителя»: стиль отношений с детьми и родителями, содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя и т.п. Мы создаём в школе банк педагогической информации, вооружаем наших педагогов методиками проведения проблемных лекций, обучающих алгоритмов, предметных олимпиад, частично – поискового метода и прочих активных форм обучения.

Трудности в обучении имеют также дети с различного рода задержками психического развития. Для них характерна эмоциональная незрелость, крайне низкая интеллектуальная работоспособность, повышенная утомляемость, нервное истощение. Принципом школы является обучение каждого нашего ученика в рамках доступной ему программы. Мы создаём реабилитационное образовательное пространство для детей, имеющих отклонения физические, интеллектуальные или психические. С момента открытия школы и по сей день в школе действуют классы коррекционно – развивающего обучения, где дети также получают соответствующее государственным стандартам образование.