3. Политика Советского государства в области аномального детства
Проблема воспитания и обучения аномальных детей занимает важное место среди других социальных проблем народного образования.
Советское государство, руководствуясь гуманными стремлениями в отношении аномальных детей, с первых дней проявило заботу об их воспитании, обучении и лечении.
Неудовлетворительное состояние охраны детства, здравоохранения, низкий культурный уровень, тяжелое материальное положение подавляющего большинства населения, обостренное затяжными империалистической и гражданской войнами, голодом и эпидемиями, привели к ощутимому росту числа аномальных детей.
В первые годы Советской власти понятие «дефективность» трактовалась чрезвычайно широко. К дефективным относили не только детей с физическими и психическими аномалиями (слепых, глухих и умственно отсталых), но и детей с нарушениями поведения (беспризорников, преступников, наркоманов и т. п.). Вопрос борьбы с детской дефективностью стал центральным в общегосударственных мероприятиях по охране детства. Забота об аномальных детях стала делом государства, которое поставило задачу не призрения этих детей, а приобщения их к общественно полезной деятельности.
Для аномальных детей создана единая система специальных учебно-воспитательных учреждений с соответствующими учебными планами и программами воспитания, обучения и трудовой подготовки. В основе ее лежат принципы всеобщности, общедоступности и обязательности обучения.
Обучение и воспитание аномальных детей обеспечиваются квалифицированными специалистами, педагогами-дефектологами, подготовка которых ведется на дефектологических факультетах ряда педагогических вузов страны.
Учреждения для аномальных детей, дифференцированные соответственно характеру и глубине дефекта, включены в государственную систему народного образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Внимание к проблемам аномального детства со стороны государства проявляется в законодательных актах Советского правительства, направленных на организацию помощи аномальным детям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы их обучения и воспитания.
Внесены принципиальные изменения в общественное положение аномальных детей. В СССР сняты политические, гражданские и правовые ограничения с лиц, имеющих нарушения в физическим и умственном развитии (за исключением лиц с тяжелой формой умственной отсталости — имбецилов и идиотов).
Аномальные дети не изолированы от других членов общества, детей с нормальным развитием.
Социальная среда — важный и эффективный фактор воспитания. Аномальным детям с учетом их возможностей предоставляется конституционное право получить общее и профессиональное образование, участвовать в общественно полезном труде. Окончившим специальные учебные заведения обеспечивается возможность дальнейшего совершенствования своих знаний, трудовых умений и навыков.
В нашей стране ведется работа по предупреждению и профилактике детских аномалий. Состояние проблемы аномального детства зависит от материального и культурного уровня, бытовых условии, качества медицинской помощи, развития профилактических средств, применения специальных методов лечения, условий семейного и общественного воспитания.
В СССР отмечаются значительные достижения в борьбе с причинами, порождающими аномалии в физическом и умственном развитии детей. Полностью ликвидированы тяжелые инфекционные, эпидемические заболевания (чума, холера, оспа, малярия, трахома, сыпной тиф и др.), снижена заболеваемость брюшным тифом, дифтерией и др., которые были причиной многих выраженных дефектов у детей, различных психических нарушений, поражений органов зрения и слуха. Успехи медицины в лечении и профилактике полиомиелита, менингита, туберкулеза положительно сказались на предупреждении аномальности в развитии детей.
Женские консультации, родильные дома, детские поликлиники в системе здравоохранения, так же как и охрана труда женщин на производстве, призваны обеспечить благоприятные условия для предупреждения причин аномального развития.
В целях социально-трудовой адаптации лиц с недостатками физического развития в нашей стране созданы общественные организации граждан, лишенных слуха и зрения, — Всероссийское общество глухих (ВОГ) и Всероссийское общество слепых (ВОС); общества глухих и слепых с аналогичными функциями имеются во всех союзных республиках. На местах работают областные, краевые, городские и районные отделы и правления. Обе организации возникли в 20-е годы. В их функции входит улучшение культурно-бытовых условий, повышение общеобразовательных и профессиональных знаний членов общества, а также их трудоустройство в промышленности, сельском хозяйстве и в других сферах деятельности. ВОГ и ВОС имеют свои учебно-производственные специальные предприятия, выпускающие разнообразную продукцию.
Для проведения просветительной и культурно-массовой работы ВОГ и ВОС имеют широкую сеть Домов культуры, клубов, библиотек. В Москве работает Театр-студия мимики и жеста — профессиональный театр глухих.
ВОГ и ВОС издают ежемесячные общественно-политические и научно-популярные журналы, поддерживают международные связи с глухими и слепыми через Всемирную федерацию глухих и Всемирный совет благосостояния слепых, ставящие цели приспособления глухих и слепых к нормальной жизни в обществе и улучшения их социальных условий.
Социальное значение проблемы воспитания и обучения аномальных детей, наличие больших трудностей в ее решении превратили эту проблему в международную. Стала очевидной необходимость выработки международных принципов правового регулирования социального положения лиц с недостатками умственного и физического развития, юридического обеспечения их прав и обязанностей в обществе, в том числе права на образование. В последние годы получило развитие сотрудничество между государствами в области специального обучения и воспитания аномальных детей. Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала рекомендации для определения задач и перспектив совершенствования системы воспитания и обучения аномальных детей во всех странах мира.
Проблемы предупреждения и профилактики болезней, вызывающих аномальное развитие, занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Она помогает странам международного сообщества в борьбе с инфекционными, нервными болезнями и эпидемиями, вызывающими разнообразные глубокие дефекты развития у детей.
- В.А.Лапшин
- Глава I. Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии
- 1. Дефектология как отрасль педагогической науки
- 2. Основные задачи дефектологии
- 3. Основные принципы и методы дефектологии
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава іі. Аномальные дети (общая характеристика)
- 1. Понятие «аномальный ребенок» и особенности аномального развития
- 2. Причины аномалий
- 3. Политика Советского государства в области аномального детства
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава ііі. Дети с нарушениями интеллектуального развития
- 1. Умственно отсталые дети
- 2. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 3. Вспомогательная школа и ее задачи
- 4. Контингент учащихся вспомогательной школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава IV. Дети с задержкой психического развития
- 1. Понятие «задержки психического развития» и ее классификация
- 2. Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития
- 3. Некоторые особенности коррекционно-воспитательного процесса в школе для детей с задержкой психического развития
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава V. Дети с сенсорными нарушениями
- 1. Дети с нарушением слуха
- 2. Дети с нарушением зрения
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава VI. Дети с речевыми нарушениями
- 1. Понятие речевого нарушения
- 2. Классификация речевых нарушений
- Литература
- Глава VII. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями поведения, комплексными дефектами
- 1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 2. Дети с нарушением поведения
- 3. Обучение и воспитание детей со сложным (комбинированным) дефектом
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава vііі. Учреждения для аномальных детей в ссср
- 1. Общественное положение аномальных детей и принципы организации системы специальных учреждений
- 2. Типы учреждений для аномальных детей
- 3. Принципы и организация комплектования учреждений для аномальных детей
- Вопросы и задания
- Литература