3.1 Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
После анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения и формирования навыков речевого общения у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
Исследование проводилось на протяжении 2006-2009 гг. на базе ДОУ "Детский сад комбинированного вида №53" г. Читы. В нем приняли участие 4 детей (все мальчики) с нарушением интеллекта в возрасте 6-7 лет. У всех четверых детей легкая форма умственной отсталости.
В процессе обследования создавались три ситуации, каждая из которых являлась оптимальной для выявления одной из трех форм общения (ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной), свойственных дошкольникам. Каждая ситуация позволяла установить, сложилась ли у ребенка определенная форма общения и насколько он ею владеет.
Однако опыты были несколько модифицированы, что позволило определить не только наиболее развитую форму общения, но и выявить, насколько свойственна ребенку каждая из трех форм общения и на таком целостном фоне установить, какая из них является оптимальной. Исходя из того, что при развитии форм общения новая форма не отменяет старых, ребенок, который научился беседовать на личностные темы, вовсе не теряет способности к сотрудничеству или познавательному контакту. Высший уровень развития общения состоит в том, что человек овладевает всеми формами общения и в зависимости от обстоятельств использует то одну, то другую.
В ходе проведения исследования мы решили не ограничиваться выявлением признаков высшей формы общения, а старались, количественно оценивая отдельные из них, определить, как функционирует ребенок при каждом типе общения. Вывод о преобладании одной из форм общения делался на основании суммы показателей, подтверждающей, что в данной ситуации испытуемый добился наиболее высоких результатов.
Исходя из изложенных выше соображений, была создана методика исследования на базе моделей трех форм общения детей со взрослыми: ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного.
Первая модель, ситуативно-деловая форма общения. В этой ситуации организовалась игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывал ребенку о том, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками, затем ребенок начинал свою деятельность. Взрослый наблюдал за действиями ребенка и оказывал ему помощь в случае, если она требовалась: отвечал на вопросы, откликался на его предложения. В этой ситуации общение ребенка с взрослым протекало на фоне практических действий с игрушками.
Вторая модель, внеситуативно-познавательная форма общения. Общение осуществлялось на фоне чтения и обсуждения книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер. Взрослый читал книгу, объяснял, что нарисовано на картинках, давал возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечал на вопросы. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирал сам из ряда предложенных.
Третья модель, внеситуативно-личностная форма общения. В этой ситуации проводилась беседа с детьми на личностные темы. Воспитатель задавал вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе; взрослый рассказывал о себе, друзьях, о поступках разных людей, оценивал свои достоинства и недостатки, старался быть равноправным и активным участником беседы.
Выявление особенностей форм общения со взрослыми осуществлялось следующим образом. Воспитатель приводил ребенка в комнату, где на столе были разложены игрушки и книги, и спрашивал, с чем бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжку или поговорить. Взрослый организовал ту деятельность, которую предпочел ребенок; затем ребенку предлагали на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не мог самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагал последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.
В каждой ситуации помимо ребенка участвовал воспитатель. В целом программа поведения взрослого характеризовалась открыто выраженной доброжелательностью к ребенку, готовностью прийти на помощь, общаться с ним. Мы не выдвигали никаких требований по ходу действий и никак не оценивали поведение ребенка. Каждая ситуация длилась не более 15 минут. Опыты с диагностикой форм общения повторялись по три раза.
Диагностика форм общения:
В протоколах исследователя фиксировались следующие показатели поведения детей. По каждому из перечисленных показателей ребенку начислялись баллы в соответствии с его поведением во время опытов.
1) Порядок выбора ими ситуаций: за ситуацию, выбранную ребенком в первую очередь, начислялось 3 балла, во вторую очередь - 2 балла, в третью очередь - 1 балл.
2) Основной объект внимания в первую минуту опыта: характеризует основной объект внимания ребенка в первую минуту пребывания в комнате. Если внимание ребенка было обращено на игрушки, то начисляется 1 балл за ситуативно-деловую форму общения. Если внимание обращалось к книге, то начислялся 1 балл за внеситуативно-познавательную форму общения. Если же внимание ребенка было привлечено к взрослому, то 1 балл начислялся за внеситуативно-личностную форму общения.
- Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
- 1.1 Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта: классификация, виды и причины формирования
- 1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью: клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
- Глава II. Особенности формирования навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- 2.1 Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования
- 2.2 Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- Глава III. Педагогическая работа по формированию навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- 3.1 Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- § 7. Особенности дошкольников с речевыми нарушениями Игровая деятельность
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- 3.8. Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с нарушениями интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта